Опубликовано 07 февраля 2017, 13:30

Большие ожидания: чего молодые ученые ждут от своей будущей карьеры

Большие ожидания: чего молодые ученые ждут от своей будущей карьеры

© Martin Poole/Global Look Press

В распоряжении Indicator.Ru оказались результаты социологического опроса о том, чего ожидают начинающие и состоявшиеся молодые ученые от будущей карьеры. Сколько молодых научных сотрудников продолжит работать, несмотря ни на что, и почему аспиранты настроены более скептически, чем студенты, только закончившие вуз, читайте в нашем материале.

Исследование проводилось среди магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, ведущих научную деятельность, научных сотрудников и руководителей исследовательских групп и структурных подразделений. В опросе, который проводился Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию вместе с Фондом «Центр стратегических разработок», приняло участие 1708 человек из 145 университетов, 290 организаций ФАНО России, 23 организаций реального сектора экономики из 64 субъектов РФ.

Распределение по возрасту и ученые степени опрошенных

Распределение по возрасту и ученые степени опрошенных

© Indicator.Ru

В ходе опроса респондентам предлагалось ответить на вопросы, проставив баллы от 0 («совершенно не верно») до 4 («совершенно верно»). «Среди аспирантов и молодых ученых со степенью оказалось достаточно много активных респондентов. Они не только с первого раза прошли опрос, но нашли возможность высказать свои комментарии, пожелания, предложения в соцсетях или по почте по поводу вопросов и тематики исследования в целом. Интересно, что некоторым вопросы в анкете и ее логика понравились, коллеги отметили высокий профессионализм исследовательских инструментов. Были и такие, кому резко не понравилось, но равнодушных не осталось», — рассказала корреспонденту Indicator.Ru Анна Щербина, заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию.

Социологическое исследование мотивации молодых ученых и исследователей в таких масштабах проводилось впервые, «возможно, поэтому оно привлекло внимание коллег, их учеников, молодых преподавателей и старшекурсников по всей стране», — поделилась мнением Анна Щербина.

Магистранты хотят быстрых результатов

Участвовавшие в опросе магистранты хотят остаться в науке, потому что чувствуют к ней призвание (средний балл — 3,3). Не меньшее влияние на их решение оказывает личность научного руководителя или исследовательский коллектив (3,25 балла). Судя по результатам опроса, таких «внутренне мотивированных» магистрантов не пугают даже потенциально небольшие зарплаты (2,3 балла).

Мотивирующие факторы для занятий наукой

Мотивирующие факторы для занятий наукой

© Indicator.Ru

По данным ряда статистических исследований, только 10% выпускников университетов идет в науку. Благодаря опросу стало понятно, что эти люди выбирают свою траекторию в жизни и область деятельности очень осознанно, более того, они не могут поступить по-другому: наука — их призвание.

Анна Щербина

Заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию

Отказ от поступления в аспирантуру респонденты объясняли как безразличием к науке, так и опасениями по поводу неактуальности исследований или ненужности полученных в ходе работы результатов (3,3 балла). Опрошенные уверены, что, отказавшись от научной карьеры, после окончания магистратуры они смогут трудоустроиться по специальности.

Демотивирующие факторы

Демотивирующие факторы

© Indicator.Ru

Опрос среди магистрантов неожиданно раскрыл особенности их психологии. «В ходе сбора электронных анкет оказалось, что магистранты (студенты пятых-шестых курсов) — активная часть сообщества, на которую мы очень рассчитывали, — начинали заполнять анкету, но не доводили дело до конца. Возможно, анкета была сделана более серьезной, чем они ожидали, а также требовала больше времени. Поэтому по студентам была сделана дополнительная рассылка с просьбой внимательно читать вопросы, не торопиться и закончить анкету, иначе результаты опроса не дали бы общей картины, — сообщила Анна Щербина. — Похоже, что торопливость и отсутствие терпения — это особенности нынешнего поколения. Из собственной практики могу отметить, что студенты старших курсов приходят в академические институты на выполнение магистерской работы на 1,5-2 года и все равно хотят получить «быстрые и легкие» результаты».

В науку — три из десяти

Проанализировав анкеты аспирантов, специалисты выявили, что у половины респондентов интерес к занятиям наукой может как повыситься (29% участников), так и снизиться (27,7%). Больше половины опрошенных среди молодых исследователей (56,7%) продолжает сомневаться, стоит ли им продолжать научную карьеру, даже будучи в аспирантуре; их начинает больше беспокоить будущий достаток.

Окончательный выбор в пользу науки готовы сделать только 30% респондентов, показал проведенный опрос. «Были найдены следующие корреляции: позитивно мыслят и желают оставаться в науке, несмотря на финансовые трудности, те из аспирантов, кто участвует в выполнении грантов, а также у кого сложились хорошие отношения с руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, роль наставника и среда обитания очень важны для личной, внутренней мотивации молодых исследователей», — сообщила Анна Щербина.

По итогам опроса удалось составить перечень факторов, наличие которых позволяет респондентам считать свою научную карьеру успешной. На первых местах оказались такие факторы, как возможность расширять и углублять исследовательскую компетентность, решать значимые задачи и повышать свой доход.

Составляющие успеха

Составляющие успеха

© Indicator.Ru

Много отчетов, мало достатка

Результаты проведенного социологического исследования показали, что каждый второй (66,9%) из трех молодых научных сотрудников или руководителей групп думает о том, чтобы уйти из этой сферы. Одна из причин — низкие заработные платы. Четыре из пяти (79,8%) опрошенных научных сотрудников посчитали свой доход «минимальным». Было замечено: исследователи, у которых достаток выше, реже задумываются о том, чтобы оставить науку (52,1%). Респондентов беспокоят не только собственные заработки, но и уровень финансирования исследовательских проектов (3,23 балла). По мнению участников анкетирования, от этого во многом зависит успех научной карьеры (3,71 балла).

Исследование выявило еще один фактор, побуждающий отказаться от научной карьеры. По словам третьей группы опрошенных, из-за бюрократии научная деятельность становится все больше похожей на формальные ритуалы (3,28 балла). Ученые считают, что запрашиваемая отчетность не всегда адекватна, а количество формуляров слишком велико.

Продолжают заниматься наукой те исследователи, которые, подобно магистрантам, воспринимают сферу как призвание (3,4 балла), для них так же значимы отношения с научным руководителем и внутри коллектива (3,22 балла). Больше всего продвинуться по карьерной лестнице (3,49 балла) способен помочь опыт работы в сильном исследовательском коллективе, как предполагают опрошенные.

Наука как бизнес

Вопреки существующему в обществе мнению, молодые исследователи считают, что на успех в науке мало повлияет защита PhD за границей и еще меньше руководство собственным бизнес-проектом (1,86 балла).

«Мне кажется, что ответ респондентов довольно логичен. Возможно, для ученых более важно получить какой-то международный опыт исследований, а предпринимателям — поработать в крупной компании, — считает Сергей Курков, научный сотрудник Центра молекулярной электроники и эксперт Центра корпоративного предпринимательства МФТИ. — Могу говорить по своему опыту: во время учебы на Физтехе я параллельно писал диплом и работал в высокотехнологичной компании. Мы занимались продажами. Это было очень трудно. Лучше концентрироваться на какой-то одной сфере. Хотя студенты или аспиранты еще зачастую не понимают, чего хотят».

Андрей Шестаков, научный сотрудник биологического факультета МГУ, директор биотехнологической компании считает иначе: «Если мы говорим о серьезной научной карьере, то это работа не одиночек, а команды, где есть лидеры и, условно говоря, исполнители. Если человек видит себя исключительно в этой роли, то опыт ведения бизнеса ему, может быть, и не нужен: он участвует только в экспериментах или пишет статьи. Но если человек, так или иначе, видит себя в научной карьере в качестве руководителя, то этот опыт очень важен».

Научную работу в России Андрей Шестаков сравнивает с ведением малого бизнеса: «Когда вы выигрываете заявку на грант, то получаете финансирование на какой-то промежуток времени. Дальше как руководитель группы, даже небольшой, вы оказываетесь в условиях главы предприятия: нужно разделить средства на зарплаты, решить, готовы ли вы купить оборудование сейчас или отложить это на потом, какие расходные материалы приобрести и т. д. Для научного сотрудника эта работа довольно непривычная, нас этому никогда не обучали, поэтому у большинства людей это получается довольно плохо. Часто бывает, что куплено дорогое оборудование, а его не могут обслуживать. Это значит, что на приобретение не посмотрели с коммерческой точки зрения». Ссылаясь на собственный опыт, биотехнолог подводит итог: «Опыт ведения малого бизнеса, пусть и небольшой, очень помогает в научной карьере. Когда я окончил университет, то начал работать исключительно в коммерческом ключе. Я никогда не уходил из науки, но раньше она была второстепенна. Сейчас наука для меня вышла на первый план. Тот опыт, который я приобрел, занимаясь бизнесом, нельзя ни с чем сравнить».

Научный сотрудник лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ Юрий Стебунов придерживается той же точки зрения: «Сегодня во всем мире большая часть науки прикладная, то есть делает то, что впоследствии будет использоваться людьми. Занимаясь прикладной наукой, очень важно получить опыт в коммерциализации. Можно внедрять разработки на заводы, но, чтобы они были конкурентоспособны, их лучше ставить на коммерческие рельсы. Наукой также занимаются в крупных компаниях, которые производят электронику, строят машины. Для хорошей карьеры в науке попробовать себя в бизнесе — важный фактор».

Что в сухом остатке

Сегодня только один молодой специалист из десяти абсолютно удовлетворен научной карьерой (10,3%), а количество недовольных среди респондентов почти втрое больше (36,2%), показало анкетирование. Но, несмотря на это, «люди продолжают работать».

Все полученные данные использовались при создании Стратегии научно-технологического развития, которая была подписана указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года. В первоначальном варианте Стратегии отсутствовал пункт о подготовке молодых специалистов, «кадровый вопрос» появился в документе только после того, как были представлены результаты социологического исследования.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.