Технические науки

«Всем советовал бы подавать заявки на изобретения»

О важности патентов и организаций ученых

Подземный склад руды в калийной шахте под Березниками

Павел Лисицын/РИА Новости

Как объединить научную конференцию и акселератор, полностью ли автоматизируются в будущем шахты и насколько ученый может быть авторитетен среди горняков, в интервью для проекта Indicator.Ru и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию «Я в науке» рассказал доцент кафедры горной электромеханики Пермского национального исследовательского политехнического университета Александр Николаев.

— Александр, расскажите, где вы работаете и какая у вас специальность?

— Я работаю в Пермском национальном исследовательском политехническом университете на кафедре «Горная электромеханика». Я занимаюсь безопасностью ведения горных работ и энергосбережением при проветривании подземных горнодобывающих предприятий — на это расходуется до 50% всей потребляемой на них электроэнергии.

— В каком возрасте и почему вы решили стать ученым?

— Вообще, я не планировал становиться ученым. По окончании вуза я собирался ехать на нефтепромысел, работать в «Сургутнефтегазе» — несмотря на то, что у меня в вузе работает отец. Почти все мои одногруппники планировали ехать на север, там предлагались очень неплохие условия. Но отец уговорил меня остаться в университете. После этого я попал к своему будущему научному руководителю, он свозил меня пару раз на калийные рудники и показал, как происходит добыча. Меня это заинтересовало до глубины души и до сих пор не отпускает.

Сначала, конечно, было достаточно сложно, потому что моя специальность была связана с электроприводом и автоматизацией, а научный руководитель занимался как раз безопасностью ведения горных работ, проветриванием подземных горнодобывающих предприятий. Мне было довольно тяжело входить в эту тематику. Но в дальнейшем, когда я начал изучать работы и отчеты по этой теме, ездить на рудники, я понял основную задачу и то, что это не просто наука. Эта работа приносит реальную пользу. Моего научного руководителя, Николая Николаевича Мохирева, знали на всех предприятиях. И начальники участка вентиляции у него иногда спрашивали: «А как вот здесь проходит воздух по выработкам? Как лучше здесь построить систему воздухораспределения?» Мне это казалось удивительным — вроде, начальники вентиляции должны лучше знать свой объект, но нет, они просили совета.

— Вы в итоге не пожалели, что изменили решение и пошли в науку?

— Я жалею только о том, что упустил время. Надо было этим заняться чуть-чуть пораньше.

— Расскажите о ваших собственных исследованиях. Чем вы гордитесь?

— В ходе исследований уже получено больше 30 патентов. И кстати, я всем советовал бы подавать заявки на изобретения. А гордиться могу тем, что по одному из патентов, который получили еще в 2012 году, в рамках гранта уже в этом году был изготовлен опытный образец. В июне мы его испытали. Это шахтная вентиляционная перемычка. Уже есть и договоренность с промышленным предприятием о проведении испытаний.

— Давайте поговорим о грантах и финансовой поддержке вообще. Что нужно делать молодому ученому, чтобы ее получать? Какие источники финансирования есть у вас?

— В последние четыре года я получал стипендию Президента Российской Федерации. Сейчас она прекратилась, так как у нее есть возрастные ограничения. Есть грант, по которому я сейчас работаю, на инновационные разработки, от Фонда содействия инновациям по программе «Старт». Вообще сейчас в России большое количество различных акселерационных программ. То есть если человек не видит себя именно в науке, то можно использовать свое нестандартное мышление для разработки инновационных продуктов.

А вообще, если честно, на все наши гранты очень сложно подавать заявки, потому что на это требуется очень много времени.

— Расскажите об общественной работе ученого. Считаете ли вы, что ученый должен не только заниматься исследованиями, но и каким-то образом воздействовать на жизнь общества, например участвовать в просветительской деятельности?

— Если говорить про общественную работу, то я, например, был председателем Совета молодых ученых и специалистов Пермского политехнического университета с 2013 года. Наша работа была направлена на то, чтобы поддержать молодежь в университете в их дальнейших научных разработках. Но помимо разных бюрократических задач, мы, конечно, общались и на научные темы. Выяснилось, что у нас есть смежные интересы. И в рамках Совета молодых ученых у нас получилось запустить три совместных проекта. Получается, мы делали и общественно-полезную работу, и при этом удовлетворили свои научные интересы. Вообще, если работа приносит удовлетворение — любое, — на нее времени не жалко.

Также я участвую в образовательных проектах. В нашем крае ( я надеюсь, что это будет распространяться и на другие регионы) проводится школа-конференция молодых ученых Пермского края. Мы объединили эту конференцию с акселерационной программой «Большая разведка» и разбили мероприятие на три направления. Первое — чисто наука, где специалисты рассказывают, как правильно подавать заявки на патенты, писать диссертацию, готовить научную статью и так далее. Причем про патенты рассказывают патентные поверенные — мы привлекаем только экспертов. Второе направление в этом же проекте — это инноватика. Здесь рассказывается, какие бывают акселерационные программы, как правильно подать свой проект. Потому что проект мало сделать — его надо презентовать, а с этим у нас большие проблемы. Так что специалисты обучают, как рассказать о результатах, проводить маркетинговые исследования и так далее. Третье — это экскурсии на ведущие промышленные предприятия. Мы хотим убить мнение о том, что завод — это огромное здание, где люди стоят у станка, все в масле, все грязные. На современном производстве стоят станки с числовым программным управлением — человек уже должен обладать определенными знаниями и умениями, чтобы работать на этом станке. Вот эти три направления проекта мы пытаемся продвигать.

— К чему, по-вашему, должен быть готов молодой ученый, который только начинает свою карьеру?

— На мой взгляд, многое в карьере молодого ученого зависит от научного руководителя. Но сами молодые люди должны понимать, что ответственность все же должна лежать на них самих. Наука не стоит на месте, она каждый день двигается, и очень важно правильно выбрать тему и направление научных исследований — как известно, у них должна быть актуальность. Если она через пару-тройку лет пропадет, то ваша работа не принесет вам большой пользы. Поэтому нужно постоянно мониторить литературу, отечественные и зарубежные источники. Но самое главное — изначально определиться с актуальностью.

Кстати, еще важное дополнение. Я считаю, что можно одновременно и работать техническим специалистом на предприятии, и заниматься наукой. Первое даже способствует второму: когда вы работаете в промышленности, вы видите конкретные проблемы, которые необходимо решить. И вы можете применить какие-то ваши наработки.

— Какие советы вы бы дали школьникам, которые только выбирают свою будущую профессию? Как ребенку выбрать нужную сферу из такого множества различных направлений?

— Во многих городах, в том числе и у нас, есть «Кванториумы» для детей. Можно сходить туда и постараться понять, интересно ли ребенку это. По большому счету, если заниматься тем, что интересно, не придется ходить на работу как на каторгу. Самому человеку это всегда принесет, во-первых, моральное удовлетворение, а во-вторых, в любом случае будет и материальное обеспечение. А вообще, с моей точки зрения, заниматься или не заниматься наукой — это человек может определить по своему мышлению. Если ему интересно решать нестандартные задачи — у него научный склад ума, если интересно посмотреть в книжках, как это решается, то, скорее, нет.

— Как вы видите себе идеальное будущее вашей научной сферы?

— Конечно, полная или почти полная автоматизация может казаться идеальным вариантом, но все же тогда теряется шахтерская, горняцкая романтика. Может быть, часть работы действительно необходимо перекладывать на механизмы, но все-таки пока искусственный интеллект в этой области не полностью сможет заменить человека. Мне кажется, сейчас много молодых кандидатов наук и молодых докторов наук как раз потому, что есть мощный математический аппарат и компьютеры. Это помогает людям не сидеть с листочком, с бумажкой, а проводить часть работ намного быстрее. Компьютер должен не заменять человека, а помогать ему.

— Теперь давайте поговорим о вас. Если бы вы могли отправить себе письмо на пять-десять лет назад, что бы вы написали?

— «Больше работай». Тогда быстрее защитишься.

— Какого художественного персонажа вы бы хотели видеть сотрудником своей лаборатории?

— Волшебника Изумрудного города. Волшебник нам бы очень помог в работе.

— Вы бы посоветовали своему ребенку избрать научную карьеру?

— Пока у меня детей нет, но когда будут — конечно, посоветовал бы. Потому что в науке каждый день не похож на другой. Если тематика исследований выбрана правильно, работа будет приносить не только интерес, но и финансовый результат.

— Чем вы увлекаетесь, есть ли у вас какие-то необычные хобби?

— Мне очень нравится собирать старинные монеты, заниматься нумизматикой. В свое время я нашел у своего отца коллекцию юбилейных рублей, мне очень понравилось такое необычное хобби, и я его продолжил.

— Закончите фразу: «Я в науке, потому что…»

— Я в науке, потому что это интересно, и каждый день не похож на предыдущий.

Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.