Технические науки

История науки: оркестр из машины

127 лет назад начали использоваться музыкальные автоматы
Музыкальный автомат середины XX века Wurlitzer, рассчитанный на 12 пластинок

Музыкальный автомат середины XX века Wurlitzer, рассчитанный на 12 пластинок

Joe Mabel/Wikimedia Commons

23 ноября 1889 года в ресторане «Пале-Рояль» в Сан-Франциско заработал первый музыкальный автомат, точнее, его предшественник — фонограф с устройством, принимающим монеты, — совсем не похожий на яркие автоматы 50-х годов XX века.

Музыкальный автомат представляет собой проигрыватель (фонограф, графофон, граммофон — конструкция не столь важна), который дополнен устройством, принимающим монеты. Человек опускает монету, поворачивает рычаг (или нажимает на кнопку) и получает мелодию или песню. Все просто.

Механические музыкальные инструменты (например, пианино), играющие заложенную в них мелодию, были известны в конце XIX века, но лишь с изобретением фонографа Томаса Эдисона они приобрели привычный вид — аппарата, который может проигрывать записанные мелодии с голосом исполнителя.

Музыкальный автомат фирмы Seeburg, 1950-е годы. Мог проигрывать до 100 пластинок

Музыкальный автомат фирмы Seeburg, 1950-е годы. Мог проигрывать до 100 пластинок

Joe Mabel/Wikimedia Commons

В 1890 году изобретатели Луи Гласс и Уильям Арнольд запатентовали платный фонограф. У автомата были как наушники, так и медная труба-усилитель. Однако он не умел менять мелодии. Лишь в 1918 году Хобарт Ниблэк запатентовал устройство, которое могло проигрывать до восьми мелодий, автоматически меняя записи.

Усовершенствования происходили и по линии улучшения качества записи и воспроизведения звука. В 1887 году Эмиль Берлинер запатентовал граммофон. В нем использовались пластинки, а не цилиндры, как раньше, а также более прочные материалы, что уменьшало количество «шумов» в записях.

В 1907 году фирма «Патэ» начала выпускать патефоны. У них еще не было той самой громоздкой медной трубы. Еще более компактными патефоны стали в 1913 году, когда на рынке появились устройства, помещавшиеся в небольшой чемодан. Еще через 12 лет патефоны стали оснащать электродвигателем.

Наконец, в 1927 году компания National Automatic Music Co выпустила музыкальный автомат, который работал на электричестве, умел менять пластинки и принимал плату за использование. В дальнейшие годы автоматы совершенствовались, например росло количество записей, которые можно было послушать на одном устройстве. На них отражались достижения техники: стереозвук, большие колонки, «счетчик популярности» записей.

Начиная с 40-х годов внешний вид автоматов сильно изменился. Из деревянных полированных ящиков-тумб они превратились в сияющие разноцветными лампочками, надписями и пластиком аппараты. Такими они и вошли в культуру и память поколений джаза и рок-н-ролла.

Музыкальный автомат, использующий CD.

Музыкальный автомат, использующий CD.

ArnfinnChristensen/Wikimedia Commons

Изобретение транзисторов и создание портативных радиоприемников означало конец эпохи музыкальных автоматов. И хотя их продолжают производить (как стилизованные под легендарные старые модели, так и новые — на CD-дисках и с выходом в интернет), сейчас они скорее диковинка или украшение интерьера.