Опубликовано 11 июня 2019, 16:55

Российские ученые придумали, как оптимизировать сборку самолетов Airbus

Российские ученые придумали, как оптимизировать сборку самолетов Airbus

© P. Pigerye/Airbus/Reuters

Специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого совместно с компанией Airbus разработали программный комплекс ASRP, моделирующий и оптимизирующий процесс сборки самолетов. Они создали методику по моделированию и оптимизации, как сборочных процессов отдельных элементов планера, так и окончательной сборки всего самолета. Статья с результатами работы опубликована в Journal of Manufacturing Science and Engineering.

Сборка самолета — многоступенчатый и сложный процесс. Различные узлы и детали, как правило, соединяются между собой при помощи болтов и заклепок, для которых в процессе сборки просверливаются специальные отверстия. От точности изготовлений этих отверстий критически зависят качество и надежность всей конструкции, а значит, при сверлении части должны плотно прилегать друг к другу. Для этого устанавливаются специальные временные крепежные элементы. От расположения этих крепежей зависят время сборки и качество соединения. Компьютерное моделирование и оптимизация расположения временного крепежа — основные области применения программного комплекса ASRP, который создали ученые Института прикладной математики и механики СПбПУ. Новые математические методы, используемые в ASRP, позволяют эффективно решать задачи, для которых плохо применимы стандартные подходы.

«В ходе расчетов мы определяем вероятность отклонения от норматива величины зазора между собираемыми деталями. Наша задача — минимизировать эту вероятность путем выбора наилучших позиций временных крепёжных элементов», — пояснил заведующий лабораторией виртуально-имитационного моделирования СПбПУ Сергей Лупуляк.

Недавно компания Airbus выпустила новую модель самолета A350, которая сразу же стала востребованной у крупнейших авиакомпаний мира. Однако сборочный процесс является достаточно трудоемким. Например, с момента начала сборки и до передачи заказчику первого экземпляра модели А350 прошел целый год. Для ускорения производства и увеличения объемов выпуска необходимо сократить время сборки при сохранении кчества. Новые сборочные линии требуют больших финансовых вложений со стороны компании, поэтому она заинтересована в модификации существующих технологий. Разработанный в СПбПУ программный комплекс как раз и решает данную задачу.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.