«Особенно уязвимы науки, обращенные в прошлое»: интервью организатора форума «Ученые против мифов»
О черепах коров и инопланетян, о том, как выглядит современный ученый (как растрепанный чудак или как злобный гений), об Аркаиме и Трофиме Лысенко рассказывает известный популяризатор науки, редактор научно-просветительского портала Антропогенез.ру Александр Соколов.
— Расскажите, пожалуйста, что ожидается на третьем научно-просветительском форуме «Ученые против мифов»?
— Это уже традиционное мероприятие, где мы разоблачаем различные распространенные заблуждения, то, что сейчас активно пропагандируется СМИ. Прежде всего, заблуждения, связанные с историей. Самый одиозный пример: будто бы египетские пирамиды построены инопланетянами. Мы считаем, что с этими заблуждениями надо активно бороться.
Третий форум будет впервые проходить в Петербурге. Будут выступать частично петербургские, частично московские ученые, один археолог, Иван Семьян, прилетит из Челябинска. Он будет рассказывать о различных мифах, связанных с Аркаимом. Это знаменитый археологический памятник, ставший местом стечения всяких эзотериков, мистиков, язычников, оккультистов. Будут выступать Клим Жуков, археолог Юрий Березкин, который занимается сравнительной мифологией разных народов. Приедет лингвист Светлана Бурлак, которая борется с лженаукой в области языков. Будет у нас и фокусник Иван Гусев.
— Насколько я знаю, фокусник впервые появится на форуме «Ученые против мифов».
— Мы решили, что на каждом мероприятии у нас должен быть какой-то интерактив, какое-то действо.
— То есть зрители на вашем форуме тоже активно вовлекаются в происходящее?
— Они не столько участвуют, сколько наблюдают за чем-то необычным, происходящим на сцене. Иван Гусев покажет различные трюки экстрасенсов, продемонстрирует, как они обманывают людей.
На втором форуме мы проводили эксперимент по изготовлению черепа инопланетянина из черепа коровы. Палеонтолог Алексей Бондарев сделал это за 15 минут с помощью молотка и плоскогубцев. Недавно, кстати, на «Интерфаксе» снова появилась новость о найденных в Адыгее черепах инопланетян. И опять это просто разломанные черепа горных козлов.
— В самом начале вы говорили об истории. В каких областях науки, на ваш взгляд, больше всего мифов?
Мне кажется, что особенно уязвимы науки, обращенные в прошлое: кроме истории, это антропология, палеонтология, лингвистика. Конечно, есть и заблуждения, связанные с физикой, в том числе с личностями выдающихся ученых. К примеру, якобы Эйнштейн всех обманул и никакой теории относительностей на самом деле нет. Другой пример мифологизированной личности — Лысенко, которого мы обсуждали на прошлом форуме. Сейчас идет новая реабилитации этого лжеученого. Логика тут простая: «Его же любил Сталин, а Сталин это классный мужик».
Массовые заблуждения и предрассудки часто рождаются в тех науках, которые касаются обыденной жизни человека, например в медицине. И это очень скверно. Если кто-то заблуждается относительно истории, это жить не мешает (вроде бы). Но если у людей ложная информация о методах лечения или о здоровом образе жизни, это уже совсем плохо. На «Ученых против мифов – 3» выступит Алексей Водовозов, врач, борющийся с мифами и заблуждениями в области медицины, и расскажет о вакцинации.
Очень много мифов связано с прошлом родной страны, ведь это так или иначе касается амбиций и самооценки массы людей. В таких случаях люди меньше всего руководствуются логикой, а больше опираются на стереотипы и представления о том, что хорошо, что плохо. Когда обсуждается вопрос, были американцы или не были на Луне, ведущую роль играют не факты, а отношение к США как к противнику.
— Научные мифы, как правило, создаются и распространяются СМИ. Известны ли вам ситуации, когда ложная информация транслировалась в школах или вузах?
— К сожалению, да, это происходит, и на это жалуются сами школьники, их родители либо студенты. Несколько дней назад я выступал в Челябинске. Там мне в очередной раз задали вопрос, который очень часто задают: что делать, если в школе рассказывают, к примеру, что теории эволюции не было или какую-то ерунду об атлантах, построивших пирамиды, или про Велесову книгу, дохристианскую письменность славян.
В школах это сплошь и рядом, поскольку учителя такие же люди, они смотрят те же программы и читают те же статьи в интернете. Процесс, происходящий в сельских или деревенских школах, вообще никак не проконтролировать. Нередко бывает, что и преподаватели в вузах излагают сомнительные теории. Руководство вуза либо не знает, либо смотрит на это сквозь пальцы. Зарплата маленькая, и, если уволить человека, неизвестно, захочет ли кто-то прийти на его место. А так он что-то рассказывает, ну и славно, пусть учащиеся слушают.
Что касается СМИ: недавно я посетил один телеканал, которому учеными объявлен бойкот. Этот канал на науку плюет и прекрасно себя чувствует. Снимается фильм про эволюцию, совершенно бредовый, судя по всему. Раз бойкот не работает, мы решили воспользоваться другим методом: пришли туда со своей камерой и все мое интервью записали. Я хочу показать ученым, как себя вести в подобных случаях, как действовать, что противопоставить недобросовестным телевизионщикам. Ведь на самом деле там работают не какие-то психи, а обычные не очень квалифицированные сотрудники, циники, не стесняющиеся нести околесицу. Это большая проблема для нашей страны, с этим надо бороться, и это как раз и является одной из тем нашего форума.
— Наряду с подобными СМИ в последнее время создается и много проектов по популяризации науки. Тем не менее мифы продолжают существовать. Дайте, пожалуйста, совет, как научным журналистам бороться с заблуждениями.
— Сейчас в СМИ существует серьезная информационная конкуренция. В Советском Союзе все было централизованно, тогда была государственная политика в области научной пропаганды. Это в прошлом. Как вы знаете, многие СМИ существуют за счет рекламы, нужен рейтинг, чтобы их смотрели и читали. Соответственно, они выбирают только те темы, которые легче продать зрителю или читателю. Поэтому, помимо того, что научный журналист должен давать достоверную информацию, не вводить аудиторию в заблуждение, он должен делать это ярко, интересно, образно. Научно-популярные публикации и телепередачи должны быть конкурентоспособны, только так можно побеждать мифы.
Настоящая наука не менее интересна, чем мифы. Но для того чтобы писать о науке, нужна более высокая квалификация, нежели чем для пересказа бородатых историй из интернета. Нам нужно быть более профессиональными, более умными и сплоченными, проводить совместные мероприятия, поддерживать друг друга, не бросать ученых в беде, когда СМИ их подставляют, выставляют дураками. Важно не бояться того, что некие силы будут пытаться нам препятствовать. Необходимо иметь и юридическую поддержку.
— Вокруг образа ученого создано не меньше мифов, чем в самой науке. Как вы к ним относитесь?
— Ученые часто появляются в фильмах или литературе, стереотипы сформировались давно, может, они существуют уже несколько столетий. Некоторые из них безобидные, другие — не совсем. Либо ученый представляется как совершенный чудак, растрепанный, плохо одетый, который беспомощен в быту, спит в лаборатории и постоянно думает о своих бозонах Хиггса, либо это злой гений, который ставит своей целью создать новое оружие, жуткий вирус или вывести новых мутантов.
Необходимо, чтобы люди понимали, какую пользу им приносит наука, чем они ей обязаны. В этом случае науке важно не только разрушать мифы, но и поддерживать положительные стереотипы, чтобы ученый был авторитетом для детей и подростков, чтобы кто-то из них потом захотел заниматься наукой.
— Помимо популяризаторской и просветительской вы ведете активную научную деятельность, часто бываете в экспедициях. Расскажите, пожалуйста, о последней из них.
— Этим летом редакция Антропогенез.ру — я и научный редактор Станислав Дробышевский — участвовали в раскопках неандертальской стоянки в Брянской области. Возможно, это одна из самых поздних стоянок неандертальцев на территории Восточной Европы. Там мы нашли, в числе прочего, останки шерстистого носорога, причем новорожденного. В следующем году обязательно снова туда поедем.
— В заключение хочется напомнить, что те, кто придет на «Ученые против мифов — 3», не только узнают всю правду о науке, но и смогут помочь проекту Антропогенез.ру.
— Да, это так. Для тех, кто не сможет приехать, будет организована онлайн-трансляция. А всем тем, кто приедет, мы будем очень рады.