Нас не угонят: кто придумал противоугонную систему для самолетов
Как впервые в истории был угнан самолет, зачем изобретатель предложил сбрасывать террористов из бомболюков и какие другие научные «прорывы» стояли в одном ряду с этой идеей и также были награждены Шнобелевской премией, рассказываем в рубрике «История науки».
Там, где появляется новое технологическое и культурное явление, возникает масса невиданных доселе возможностей, причем не только для прямого использования, но и для преступлений. С распространением гражданской авиации мир узнал о существовании еще одной угрозы — «воздушного» терроризма. Впервые угнать самолет удалось перуанским революционерам еще в 1931 году, но тогда там, кроме них, находился один лишь пилот, да и напали на него вооруженные преступники в момент, когда он приземлился. Пилота, кстати, взяли в плен, но вскоре выпустили, так что он особенно не пострадал.
Настоящего расцвета умение угонять самолеты достигло на заре 1970-х годов. Печально известна история с угоном Боинга 727 в ноябре 1971 года, когда преступник потребовал выкуп в $200 000 (сейчас это эквивалентно и вовсе астрономической сумме — $1 180 000), получил его и скрылся, выпрыгнув из самолета с парашютом.
Незамедлительно реагируя на угрозы современности, наука предложила решение. «Конструкция уникальной системы для пресечения попыток угона самолета» была подана в патентное бюро в ноябре 1972 года, и 21 мая 1974 патент был получен.
Густано Пиццо и его коллега Джексон Хейтс из Нью-Йорка предложили свое, довольно оригинальное, решение проблемы. По их проекту в кабине пилота нужно было устроить перегородку, которую можно поднять в случае нападения. В таком случае угонщик оказался бы заперт в ловушке, но на этом его злоключения не заканчивались: система упаковывала его в капсулу, которая через бомболюк катапультировалась на землю с парашютом. На земле злоумышленника должны были поджидать автоматически оповещенные по радио полицейские. Такие камеры с поднимающимися перегородками, ловушки и бомболюки Пиццо и Хейтс предлагали установить во всех отсеках самолета, если их несколько.
Представить себе существование этого механизма на борту современных авиалайнеров сложно. Однако изобретатели, поначалу никем не понятые, все же нашли свою награду: Шнобелевскую премию по инженерной безопасности 2013 года. В тот год сие выдающееся изобретение разделило аплодисменты с поэтичным открытием умения навозных жуков ориентироваться при помощи света звезд Млечного Пути, кардиохирургами, доказавшими, что мыши лучше выздоравливают после операций, если в период восстановления включать им оперы Верди, и физиками, изучавшими, как ящерицы-василиски гуляют по воде. С лауреатами Премии мира, пожалуй, делить шквал оваций не пришлось: в 2013 она досталась Лукашенко и белорусской полиции, арестовавшей однорукого человека за аплодисменты.
Кстати, это был третий раз, когда шутливой научной премией отмечали ловушки для преступников. В 1999 году Премия мира досталась другой противоугонной системе (на этот раз для автомобилей), которую придумали Шарль Фурье и Мишель Вонг. Принцип работы заключался в том, что, когда датчики засекали нарушителя, из специальных сопел на боку машины начинало извергаться подожженное топливо. Авторы идеи предлагали использовать топливо, питающее работу двигателя, либо хранить небольшое его количество отдельно — специально для этой цели.
А в 2007 году Куо Ченг Ксьен был награжден Шнобелевской премией по экономике за его изобретение, набрасывающее сеть на неосторожных грабителей при их попытке проникнуть в дом.
Сам Густано Пиццо не дожил до такого всемирного признания, так как он умер в 2006 году, и премия была вручена посмертно. Однако дело его живет: новые противоугонные системы для самолетов (менее эксцентричные и более практичные) появляются и даже вводятся довольно часто. Одной из них стала, например, придуманная израильскими учеными система принудительной идентификации пилота Security Code System (SCS). Разработчики предполагают, что злоумышленники могут действовать двумя путями: убив пилота или принудив его подтвердить идентификацию.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.