Шесть миллионов за соцопрос: насколько объективен новый рейтинг вузов
Стоит ли мониторинг российских вузов, проведенный при поддержке Минобрнауки, шести миллионов рублей, можно ли его считать альтернативой другим рейтингам и в каких вузах студентам нравится учиться больше всего, разбирался Indicator.Ru.
Что произошло?
Медиагруппа МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства образования и науки провела первый независимый мониторинг российских вузов. В августе 2016 года за разработанную модель оценки качества вузов медиагруппа выиграла тендер, начальная цена которого составляла почти шесть миллионов рублей.
Проводя двухнедельный мониторинг в рамках проекта «Социальный навигатор», МИА «Россия сегодня» собрало данные о 503 государственных вузах. По результатам мониторинга и оценки экспертов был составлен список лучших российских вузов. Лидерами стали 67 учебных заведений со всей страны. По мнению специалистов в области образовательных технологий, список лучших вузов России сможет помочь абитуриенту быстрее определиться с выбором учебного заведения.
Тем не менее представители столичных вузов отмечали, что работа МИА «Россия cегодня» в рамках проекта «Социальный навигатор» — не рейтинги, на которые будут ориентироваться научное сообщество и будущие абитуриенты, а, скорее, обычные социальные опросы.
Как считали?
Медиагруппа проанализировала сайты учебных заведений по следующим категориям: открытость и доступность информации о деятельности вуза, полнота сведений о преподавателях (в том числе контакты, для того чтобы студенты могли с ними связаться), наличие формы обратной связи, а также отчеты о рассмотренных заявках. Кроме того, МИА «Россия сегодня» провело опросы на собственном сайте. 108 тысяч респондентов (80% — студенты) просили оценить в баллах от одного до десяти эффективность деятельности вуза, наличие дополнительных образовательных программ и предоставленных возможностей реализовывать творческий потенциал, отношение со стороны сотрудников, компетентность педагогических работников. Помимо учащихся, в опросе принимали участие их родители и преподаватели.
С результатами опросов можно ознакомиться в таблицах.
Таблица 1. Список ведущих классических вузов
Классические вузы | |
---|---|
1 | Байкальский государственный университет |
2 | Башкирский государственный университет |
3 | Белгородский государственный национальный исследовательский университет |
4 | Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского |
5 | Вятский государственный университет |
6 | Горно-Алтайский государственный университет |
7 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
8 | НИ Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева |
9 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
10 | Нижневартовский государственный университет |
11 | Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема |
12 | Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова |
13 | Череповецкий государственный университет |
Таблица 2. Список социально-правовых и социально-экономических вузов
Социально-юридические вузы | |
---|---|
1 | Липецкий институт права и экономики |
2 | Московский городской университет управления Правительства Москвы |
3 | Российская государственная академия интеллектуальной собственности |
4 | Саратовская государственная юридическая академия |
Социально-экономические вузы | |
---|---|
1 | Орловский государственный университет экономики и торговли |
2 | Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации |
Таблица 3. Ведущие технические, аграрные и медицинские вузы
Технические вузы | |
---|---|
1 | Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова |
2 | Дагестанский государственный технический университет |
3 | Казанский государственный энергетический университет |
4 | Казанский национальный исследовательский технологический университет |
5 | Кубанский государственный технологический университет |
6 | Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева |
7 | Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова |
8 | Московский государственный университет геодезии и картографии |
9 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
10 | Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия |
11 | Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций |
12 | Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики |
13 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
14 | Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина |
15 | Уфимский государственный авиационный технический университет |
Аграрные вузы | |
---|---|
1 | Воронежский государственный лесотехнический университет |
2 | Ивановская государственная сельскохозяйственная академия |
3 | Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева |
4 | Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт |
5 | Курская государственная сельскохозяйственная академия |
6 | Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина |
7 | Оренбургский государственный аграрный университет |
8 | Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия |
Медицинские вузы | |
---|---|
1 | Алтайский государственный медицинский университет |
2 | Волгоградский государственный медицинский университет |
3 | Ивановская государственная медицинская академия |
4 | Кировская государственная медицинская академия |
5 | Красноярский государственный медицинский университет |
6 | Саратовский государственный медицинский университет |
7 | Северо-Осетинская государственная медицинская академия |
8 | Читинская государственная медицинская академия |
Таблица 4. Педагогические и гуманитарные вузы, к которым респонденты оказались наиболее лояльны
Педагогические вузы | |
---|---|
1 | Алтайский государственный педагогический университет |
2 | Армавирский государственный педагогический университет |
3 | Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко |
4 | Липецкий государственный педагогический университет |
5 | Набережночелнинский государственный педагогический университет |
6 | Оренбургский государственный педагогический университет |
7 | Педагогический институт в Калининградской области |
8 | Ярославский государственный педагогический университет |
Гуманитарные вузы | |
---|---|
1 | Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина |
В топ-67 попали пять вузов, профиль которых в большей степени связан с культурой, который, однако, не предусмотрен в общем разрезе профилей опросов. Это Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, Московский государственный институт культуры, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, Челябинский государственный институт культуры и Ярославский государственный театральный институт.
Что в итоге?
Определенные сомнения вызывает сам список лидирующих вузов по версии медиагентства. Согласно списку вузов, опубликованному на сайте МИА «Россия сегодня», ключевым при составлении рейтинга должен быть интегральный показатель. Но, например, у Казанского государственного архитектурно-строительного университета этот показатель выше, чем у МГУ имени М.В. Ломоносова, а в топ-67 этот вуз не попал.
В прошлом году агентство также составляло рейтинг востребованности вузов, для которого учебные заведения были разделены на шесть групп: классические университеты, инженерные и технические вузы, сельскохозяйственные вузы, медицинские учебные заведения, вузы, ориентированные на сферу управления (экономику, финансы и юриспруденцию), а также гуманитарные вузы, к которым также отнесли институты физкультуры и спорта. Кроме того, навигатор опирался на совершенно другие показатели: долю выпускников, получивших направление на работу, долю средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов и индекс цитирования трудов сотрудников организации. В этом году добавились вузы архитектурные, социально-правовые и социально-экономические, а физкультурные вузы выделились в отдельную категорию. Количество критериев также увеличилось, и в 2016 году они связаны преимущественно с удовлетворенностью студентов своим вузом и доброжелательностью преподавателей.