История науки: 20 километров за семь лет
О тоннеле, который был самым длинным более 70 лет, о трудностях его строительства и о том, при чем тут Максим Горький и Агата Кристи, рассказываем в нашей рубрике «История науки».
На протяжении веков о перевале Симплон в Альпах мало кто знал и пользовались им в основном местные. Это изменилось во времена Наполеона, которому понадобился более удобный путь для связи с Италией. К 1805 году дорогу расширили, и теперь она имела международное значение. А ровно через столетие здесь открыли на тот момент самый длинный в мире тоннель. Однако, чтобы его построить, потребовались годы, миллионы франков и десятки жизней.
Первые планы строительства тоннеля под перевалом появились в 1857 году, после этого предлагалось еще несколько проектов от разных компаний. В 1889 году правительства Швейцарии и Италии встретились в Берне, чтобы обсудить совместные действия. Здесь, конечно же, не обошлось без разногласий. Так, итальянские представители настаивали на том, чтобы большая часть тоннеля проходила по территории их страны, и общее решение принято не было. На следующий год стороны встретились опять, и здесь главную роль на себя взяли частные компании. Они оставили политические мотивы в стороне, и дело пошло лучше. Компании выбрали проект, созвали комиссию с лучшими европейскими инженерами, которая одобрила план как с технической, так и с финансовой стороны.
После нескольких лет изучения проекта, в ноябре 1895 года, соглашение было подписано. Его исполнение было поручено компании Jura–Simplon Railway вместе с правом на пользование итальянской частью тоннеля на 99 лет. Позднее компанию национализировали, так что заканчивало строительство уже швейцарское правительство.
Перед проектировщиками стояла непростая задача: ни один из построенных ранее тоннелей не мог сравниться с Симплонским по длине. Однако инженеры во многом пользовались опытом строительства Готардского железнодорожного тоннеля, открытого в 1872 году. Например, параллельно с основным тоннелем прокладывали дополнительный, поменьше, который служил для вентиляции и подведения воды для гидравлических буров. Позже планировалось расширить его до полноценного второго пути (что и было сделано, хотя и намного позже).
Работы начались в 1898 году. Как описывается это время в одной из статей, посвященных работе над тоннелем, «электричество еще только начинало развиваться, бензиновые и дизельные двигатели были еще довольно примитивными, а в химии металлов и металлургии стояло множество неразрешенных проблем. Такими были условия, в которых велось строительство тоннеля».
До начала работ проводились геологические исследования, ученые и инженеры пытались предсказать, с какими породами придется столкнуться. Многое, однако, предвидеть не удалось. Иногда слой твердых пород заканчивался раньше, чем было рассчитано, а иногда внезапное появление воды парализовывало работу.
Организаторы постарались учесть горький опыт строительства того же Готардского тоннеля, где несколько сотен человек (даже точное количество неизвестно) погибли от несчастных случаев и болезней, а для подавления бунтов строителей приходилось созывать войска. Для рабочих новой стройки (каждый день в тоннеле трудились 3000 человек) у обоих выходов построили поселки, сооружали души для рабочих и сушки для одежды. В какой-то мере смертность от болезней удалось снизить, однако тяжелые условия работы и слабая забота о безопасности все равно убивали людей.
Тоннель прокладывали с помощью гидравлических буров и динамита. Один бур за два с половиной часа делал четыре скважины диаметром 10-12 см и глубиной 1,5 м и восемь поменьше. В них закладывали динамит и взрывали. За сутки можно было сделать восемь-девять взрывов. Однако работа сильно замедлялась, так как условия оказались труднее, чем ожидали строители. Температура в тоннеле достигала 54°С вместо ожидаемого максимума в 42°С и заявленных в договорах со строителями 25°С.
Другой проблемой стали участки слишком мягких пород, когда приходилось прорубать их вручную и тут же подставлять деревянные опоры, которые не выдерживали давления. В итоге стали использовать металлические рамки, которые устанавливали в полуметре друг от друга. В результате на участок, который обычно прошли бы за пять дней, потребовалось семь месяцев. Много проблем доставили также внезапные затопления тоннеля, когда огромные объемы воды обрушивались на строителей, причем некоторые из источников были горячими.
И все же через семь с половиной лет после начала работы, в феврале 1905 года, два тоннеля, с итальянской и швейцарской стороны, соединились. Еще почти год потребовался на окончание строительства, и вот наконец 10 мая 1906 года тоннель был открыт. На официальную церемонию приехали итальянский король Виктор Эммануил и президент Швейцарии Людвиг Форрер. Еще через девять дней по тоннелю началось движение поездов.
Грандиозное строительство и ощущение победы над природой вдохновило бывавшего в стране Максима Горького на одну из его «Сказок об Италии». «Ах, если бы вы знали, как сильно, как нестерпимо страстно желание встретить человека во тьме, под землей, куда ты, точно крот, врывался долгие месяцы!», — представлял встречу строителей-героев писатель. Правда, вспоминается и более «горькое», некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?» (конечно, не русские, в основном итальянцы, но смысл от этого нисколько не меняется).
После Первой мировой войны достроили (точнее, расширили) второй тоннель, по нему ходил «Восточный экспресс» (в котором ездили Елизавета II, Шарль де Голль и Агата Кристи), а во Вторую мировую его чуть не взорвали, но все же обошлось. Симплонский тоннель длиной 19 800 метров оставался самым длинным в мире до 1978 года, когда в Японии открыли тоннель Дайсмизу — 22 200 метров.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.