Опубликовано 31 января 2017, 15:01

Железная дорога в небо: настоящее и будущее железнодорожного транспорта

Железная дорога в небо: настоящее и будущее железнодорожного транспорта

© Meditations/Pixabay

Смогут ли самолеты в ближайшем будущем заменить железнодорожный транспорт, как развивается транспортная сеть за рубежом и какие конкуренты могут появиться у традиционных средств передвижения, рассказывает Indicator.Ru.

В конце декабря в Минэкономики прошло совещание по целевой модели развития (ЦМР) в сфере пассажирских железнодорожных перевозок. Чиновники предлагают отправить в конкурентный сектор до половины всего подвижного состава РЖД, включая локомотивы. От маршрутов длиной более одной тысячи километров компании предлагают отказаться в пользу самолетов. Преодолеть расстояние более трех тысяч километров смогут поезда, совершающие перевозки из труднодоступных районов, а также «имиджевые» маршруты, например Москва – Пекин или Москва – Владивосток. В правительстве считают, что количество железных дорог должно сокращаться по мере развития бюджетных авиаперевозок. Доля плацкарта и общих вагонов в объеме перевозок должна упасть до 10%.

Железные дороги или железные птицы?

Действительно ли поездки на поезде перестанут пользоваться спросом, уступая место авиаперелетам? «Потребитель всегда оценивает услугу с точки зрения цены и качества. Кроме того, существует еще масса причин, в силу которых потребитель предпочитает какой-то конкретный вид транспорта. Поэтому в обозримом будущем различные виды транспорта продолжат свое существование в условиях здоровой рыночной конкуренции», — сообщил в беседе с корреспондентом Indicator.Ru руководитель Департамента внешних связей Института проблем естественных монополий Кирилл Житенев.

«Железнодорожный транспорт России более 15 лет назад вступил в период реформ, стремясь стать все более и более клиентоориентированным. Безусловно, время предъявляет все новые вызовы, но это как раз нормально. И доля пассажиров будет колебаться всегда в силу самых различных факторов. При этом железные дороги были, есть и будут ключевым перевозчиком», — уверен Житенев.

Действительно, президент РЖД Олег Белозеров, говоря об итогах 2016 года, отметил, что перевозки пассажиров выросли. Число перевезенных пассажиров превысило один миллиард.

Хуже обстоят дела у российских авиакомпаний. В 2016 году в США авиакомпании перевезли более 800 миллионов пассажиров, в России — около 88 миллионов. При этом средняя стоимость плацкартного билета ненамного ниже стоимости авиабилета. Например, средняя цена авиабилета на прямой авиарейс Москва – Владивосток чуть превышает 13 тысяч рублей (данные взяты с сервиса Яндекс. Авиабилеты). На эту дорогу пассажир тратит восемь с половиной часов. Проделать аналогичный путь в поезде можно за шесть дней, купив либо плацкартный билет (его стоимость от 7,5 до 9 тысяч рублей), либо билет в купе или люксе (цена за купе начинается с 16 тысяч рублей, люкс начинается от 55 — данные сайта Tutu.ru).

Интересно, что в США, где авиасообщение стало популярнее железнодорожного, билеты на поезд стоят дороже, чем на самолет. Впрочем, жители штатов, которые выбирают поезда (заполненные в основном сидячими местами), хотят проехать живописный маршрут, ценовой политикой они руководствуются в меньшей степени. Так, из Нью-Йорка в Лос-Анджелес (4489 км) можно долететь за минимальную цену в 7,6 тысяч рублей за шесть часов. Национальная железнодорожная пассажирская корпорация Amtrak предлагает совершить тот же путь, но уже за двое суток и за эквивалент 11 тысяч рублей.

Примерно такое же расстояния разделяет Москву и Красноярск (4165 км). Билет на самолет до Красноярска стоит 5 тысяч, продолжительность полета 4,5 часа. Плацкартный билет обойдется в 3,2 тысячи рублей, купейный будет ровно на три тысячи дороже.

Воздушная тревога

Вытеснит ли в России авиатранспорт железнодорожный и насколько это было бы выгодно? «Неверно подстраивать весь транспорт под общую схему. Важно не только расстояние, но и регионы, через которые трасса проходит. Тогда в одних случаях имеет преимущество ж/д транспорт, в других — авиационный. Надо решать в каждом конкретном случае, на данной трассе, какой вид транспорта самый оптимальный», — сообщил корреспонденту Indicator.Ru доктор технических наук, заведующий кафедрой теории воздушно-реактивных двигателей МАИ Алексей Агульник.

Ученый также отметил, что развивается и отечественная авиация. «Мы работаем над самыми разными направлениями, но я не исключаю, что и железнодорожники работают», — отметил Агульник.

По словам инженера, нельзя прогнозировать, что случится дальше. Некоторые разработки могут и вовсе изменить привычный уклад. Так, например, созданием принципиально нового транспорта занялся известный предприниматель Илон Маск. Команда его специалистов проектирует надземный вакуумный трубопровод Hyperloop. Специальные капсулы с пассажирами будут перемещаться со скоростью около 1200 км/ч. Согласно первоначальной идее новая трасса должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Расстояние между двумя мегаполисами (600 км) Hyperloop будет преодолевать за 35 минут. «Возможно, вакуумные трубы Маска окажутся в каких-то случаях самым правильным видом транспорта», — заметил Агульник.

Погоня за скоростью

Железнодорожные пути за рубежом пока не ушли в прошлое. Специалисты по всему миру занимаются их модернизацией. В октябре 2016 года Министерство путей сообщения Индии подписало с РЖД договор о строительстве железных дорог в стране, в том числе высокоскоростных магистралей. В настоящее время самый быстрый поезд в Индии, Gatimaan Express, передвигается с максимальной скоростью 160 км/ч. Увеличить скорость состава, курсирующего по маршруту длиной 575 км, специалисты планируют до 200 км/ч.

Gatimaan Express

Gatimaan Express

© Wikimedia Commons

В 2007 году в Японии в эксплуатацию был введен высокоскоростной электропоезд серии N700 сети Синкансэн. Более известный как «поезд-пуля», N700 развивает скорость до 300 км/ч. Расстояние между Токио и Осакой (515 км) электропоезд преодолевает за 2 часа 25 минут. Кроме того, N700 выбрасывает в 12 раз меньше углекислого газа из расчета на одного пассажира, чем самолет Boeing 777-200ER.

Известно, что центральная японская железнодорожная компания разрабатывает первую линию магнитнолевитационной железной дороги, которая свяжет Токио, Нагою и Осаку. Путь из Токио в Нагою (340 км) займет 40 минут, а из Токио в Осаку (420 км) 67 минут. Максимальная скорость такого поезда составит 505 км/ч. Строительство линии началось в 2014 году. Компания планирует запустить первый поезд из Токио в Нагою в 2027 году. Поезда по маршруту Нагоя – Осака начнут курсировать в 2045 году.

Высокоскоростной электропоезд серии N700 сети Синкансэн

Высокоскоростной электропоезд серии N700 сети Синкансэн

© Wikimedia Commons

Вдохновившись японской Синкансэн, американская компания Texas Central Railway приступила к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали длиной в 386 км между Хьюстоном и Далласом. Представители компании отметили, что при разработке сети железных дорог используется технология, аналогичная Синкансэн. Специалисты планируют сократить время в пути между двумя городами с 4 часов до 90 минут. Проект будет реализован к 2021 году.

Еще одна высокоскоростная магистраль под названием HS2 соединит в 2026 году Лондон и Бирмингем, а также Манчестер и Лидс, сократив время в пути в два раза. Министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг заявил, что с момента открытия первой железной дороги в Великобритании в 1825 году, больше всего жителей страны и туристов пользуется железнодорожным транспортом именно сейчас, поэтому строительство высокоскоростной магистрали крайне важно. Также, по словам министра, около 100 тысяч безработных людей сможет получить рабочее место, 75% из которых будет находиться за пределами Лондона. Министр уверен, что запуск HS2 улучшит транспортную сеть и будет стимулировать экономику. Грейлинг считает, что около 4,5 миллионов человек, пользующихся услугами авиакомпаний для путешествия по территории Англии каждый год, а также 9 миллионов автомобилистов воспользуется HS2. По замыслу создателей, высокоскоростная магистраль позволит сократить количество грузовых автомобилей на оживленных маршрутах.

Напоследок стоит упомянуть, что и грузовые железнодорожные перевозки не изжили себя. Хотя согласно новой ЦМР к 2025 году авиатранспорт должен заменить грузовые поезда на маршрутах протяженностью больше двух тысяч километров, торговый партнер России, Китай, продолжает развиваться в этой отрасли. В середине января на вокзал Лондона прибыл первый грузовой железнодорожный состав из восточной провинции Китая Чжэцзян.

Первый грузовой железнодорожный состав приехавший из Китая в Лондон

Первый грузовой железнодорожный состав приехавший из Китая в Лондон

© REUTERS/Stefan Wermuth

За 18 дней поезд пересек границы Казахстана, России, Беларуси, Польши, Германии, Бельгии и Франции, а затем по тоннелю под Ла-Маншем прибыл в Лондон. Весь маршрут поезда составил 12 тыс. км. Поезд привез 58 контейнеров с китайской продукцией, среди которой была одежда, ткани и бытовые товары. Специалисты считают, что такие грузоперевозки способствуют укреплению торговых связей между КНР и Западной Европой.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.