Опубликовано 04 июля 2017, 17:55

Ключ на стартап: почему сантехники не могут научить менеджменту

Настоящее и будущее дипломов в формате стартапов

Перспективно ли превращать студенческие стартапы в дипломные работы, что мешает российским студентам мыслить глобально и с какими проблемами сталкиваются зарубежные студенты-бизнесмены, рассказывает Indicator.Ru.

Недавно Дмитрий Медведев поручил Министерству образования и науки РФ решить, возможно ли засчитывать студенческие стартапы вместо выпускных квалификационных и дипломных работ. Такая практика уже существует в России: Дальневосточный федеральный университет, например, в июне этого года уже заменил дипломную работу стартапом — правда, в единичном случае.

На примере опыта России и других стран попытаемся разобраться, как идея премьер-министра могла бы воплотиться в жизнь и какие еще варианты нестандартных квалификационных работ существуют в мире.

Стэнфордский стартап: хороший, плохой, злой

За рубежом замена диплома студенческим стартапом уже не представляют собой что-то из ряда вон выходящее, поэтому к ним относятся без особого воодушевления. Бизнес-школа Стэндфордского университета сомневается в том, что студентам нужно создавать собственные стартапы. Руководителей заведения, которое, по сути, должно лишь поощрять предприимчивость студентов и выпускников, расстраивает, что те, увлекшись своими идеями, подходят к учебе спустя рукава. «У нас не высшая школа индивидуального предпринимательства!» — негодует декан школы Гарт Салонер. Он советует тем, кому не важно высшее образование, сразу идти в бизнес-инкубаторы, а не поступать в университет, раз потом они относятся к нему столь неуважительно.

Слушатели курсов MBA (Master of Business Administration, программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена) университета, вдохновившись речами заезжих представителей венчурных фондов, придумывают проекты, забросив учебу. В итоге свой бизнес основывает каждый шестой. Но какова их судьба?

Как признаются деканы бизнес-школ при Стэнфордском и Мичиганском университетах, наивные студенческие проекты не выдерживают критики с позиций «взрослого» мира бизнеса и твердой хватки невидимой руки рынка. «Многие замыслы явно не годятся для пьедестала почета», — сообщают они в The Wall Street Journal.

В Мичиганском университете даже придумали специальные программы и конкурсы, где студенты, которые и жить торопятся, и в предприниматели спешат, могут получить отрезвляющие комментарии экспертов и однокурсников, чтобы не прогореть с нежизнеспособным проектом. В Стэнфорде им скорее советуют постажироваться для начала в других компаниях, чтобы понять, как бизнес устроен изнутри, а уж потом думать об основании собственной.

Другие университеты (Гарвард, Университет Оклахомы, Университет Нью-Йорка), напротив, продолжают с энтузиазмом открывать новые факультеты, создавать акселераторы и «лаборатории инноваций».

Другим западным учебным заведениям стартапы пока приносят только головную боль: вузы переживают, например, об авторских правах. Если те переходят к университету, студент должен получить что-то взамен. Это зависит от того, не работает ли студент по совместительству в самом университете (например, лаборантом), есть ли у его курса уклон в исследования, или он просто образовательный. В американской Ассоциации по управлению университетскими технологиями даже написали руководство, чтобы разобраться в каждом конкретном вопросе.

«Мы не берем на себя ответственность за оценку качества стартапа»

О дальневосточном опыте рассказал проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов. По его словам, лучшее доказательство готовности студента к профессиональной деятельности – работающий бизнес, который он создал. Изучив нормативную базу, руководители ДВФУ поняли, что ничто не мешает такой практике уже сегодня. «Мы провели ревизию наших студентов-стартаперов, – сообщил Дмитрий Земцов. – Нашли студента, который смог упаковать разработки наших ученых в форму бизнес-плана, маркетинговых стратегий, сумел добиться статуса резидента Сколково, получил еще около десяти миллионов на развитие проекта от местного бизнеса. И мы выдвинули его на защиту диплома».

В ходе защиты этот студент — его зовут Евгений Перельман — рассказал комиссии во главе с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой о своих достижениях. «Сам стартап был медицинским – средство диагностики гиперчувствительных к холоду дыхательных путей. На Дальнем Востоке это актуально: многие работают вахтовым методом, и заранее эту особенность никак не диагностируют – устроился на полгода зимой работать в вахту, а у тебя легкие к этому не приспособлены», – поясняет Дмитрий Земцов. Комиссия решила зачесть достижения юного бизнесмена как квалификационную работу.

Как и стэнфордские коллеги, преподаватели ДВФУ советуют студентам поработать для начала в компании. В ДВФУ в рамках программ-акселераторов создают условия для того, чтобы каждый студент мог поработать в команде стартапа. Некоторые студенты придумывают идеи, другие, которые не могут сделать этого сами, помогают на других ролях – например, в качестве исследователя или разработчика программного обеспечения.

Защиту первого диплома по стартапу Земцов назвал «пробой пера», добавив, что такая методика будет вводиться в ДВФУ в общую практику со следующего учебного года. Она, по мнению эксперта, не может быть обязательной для всех: ученый покажет свою компетентность лучше, написав исследовательскую работу, для чего ему подойдет обычный формат диплома или курсовой.

«Мы в текущем случае не берем на себя ответственность за оценку качества стартапа. Есть органы, которые уже "проголосовали" за него деньгами, а задача университета здесь – стать центром, подтверждающим факт, что этот стартап был признан работающим. Но оценивать, насколько хорошо студенты упаковали проект в бизнес, нам кажется неправильным – путь их оценивает рынок. Защитил диплом? – Мы верим, что ты профессионал. Молодец, двигайся дальше по жизни», — сказал он.

Естественный отбор рыночной конкуренции, по мнению Земцова, защищает стартапы от фальсификации: «Свой бизнес ты не можешь делать не по-настоящему – он просто не будет работать. Если бизнесмен, предприниматель в это не вложился, то и рынок ему не поверит. Поэтому защитой бизнес-планов мы не занимаемся – это не интересно. Нужен работающий проект».

«Без образования в нужной области это превратится в карго-культ»

С другой стороны, вряд ли университеты всегда будут довольствоваться ролью формальной инстанции, просто подтверждающей факт существования успешного студенческого бизнеса. Возможно, в дальнейшем на них ляжет ответственность за экспертизу качества, для которой нужно продумать и состав комиссий, и критерии оценки, чтобы стартапы студентов избежали участи многих современных дипломов, написанных с мыслью «лишь бы все от меня уже отстали» и проверенных преподавателями с таким же настроем.

В России есть организации, в которых уже давно поддерживают развивающиеся стартапы и обучают своих студентов выстраивать бизнес-модели. О таком опыте рассказала Маргарита Зобнина, кандидат экономических наук, директор департамента развития системных проектов в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ).

«На MBA-программах защита дипломов, напрямую связанных с твоим бизнесом – распространенное явление, поскольку такие программы более ориентированы на практику. Легче всего это воплотить, конечно, в IT и технологических областях: если студент выводит на рынок продающийся продукт, его обучили хорошо. Но даже при этом есть вопрос качества стартапа — насколько устойчива его бизнес-модель. Сюда подходят и специальности в сфере менеджмента и маркетинга: их учат управлять бизнесом, развивать его, а лучшее подтверждение такого умения – созданный бизнес», – подчеркнула она.

По мнению заместителя директора по инновациям и предпринимательству Института передовых производственных технологий СПбПУ Сергея Салкуцана, стартапы в сфере IT или услуг запустить намного легче потому, что их не нужно встраивать в цепочку игроков рынка. «А вот если мы будем анализировать стартапы в области высокотехнологичного бизнеса, успешных примеров гораздо меньше. Они исходят из желаний, из научных направлений, но не из спроса», – отмечает он.

Сергей Салкуцан призывает для начала точнее определить, что именно понимается под фразой «стартап как диплом», опираясь на действующие нормативы. «Как только будет формальное основание, система запустится молниеносно. Практически в любом университете появится такая программа, пойдут первые выпуски. Но это не решение проблемы с развитием предпринимательства в нашей стране. И даже не решение проблемы развития университета, если быть честным», – предостерегает эксперт, добавляя, что важно не только ввести программу и научить студентов, но и создать бизнес-среду, где эти проекты могли бы встретить поддержку – уже во «взрослой жизни», а не в университете. В противном случае студенты получат «ложные надежды», а университеты – «сотни, тысячи юридических лиц, срок жизни которых оборвется через пару месяцев после окончания университета», – предостерегает Сергей Салкуцан.

Специалист рассказал, что в СПбПУ несколько лет назад была запущена магистерская программа «Инновационное предпринимательство». Чтобы стать ее участником, нужно было иметь проект, который может стать самостоятельным бизнесом. «На защите мы слушали как раз то, что получилось у студентов, – поясняет Сергей Салкуцан. – Идея с переходом на защиту как творческим конкурсом пока обсуждается. Одной из форм может стать вариант выхода на защиту только с определенными результатами: получение гранта на развитие, получение прототипа продукта, создание юридического лица и т.д. Но нужно везде знать меру и не довести до ситуации, когда отчетные результаты являются целью, а не индикатором успеха». Салкуцан сообщает, что сейчас новые модели отрабатываются для Высшей школы технологического предпринимательства в СПбПУ, созданной в этом году – и там будет делаться акцент именно на высокотехнологичные проекты.

Оба эксперта сходятся во мнении, что на защите стартапа-диплома должны присутствовать не только университетские преподаватели-теоретики, но и бизнесмены, а также инвесторы, как это происходит в рамках курса «Интернет-предпринимательство», разработанного в ФРИИ. Бизнес-ангелы (опытные предприниматели, поддерживающие молодые проекты финансами и консультациями) и инвесторы могут более объективно оценить такую дипломную работу, основываясь на опыте работы с бизнес-проектами, которые они выбирали для финансирования, рискуя собственными деньгами. Их участие снизит опасность появления дипломных проектов, сделанных «для проформы», которые никто не планирует реально запускать. К тому же, инвестор может вложить деньги в проект сразу по итогам защиты диплома.

«В отличие от инвесторской, оценка продукта потребителем не может быть максимально объективной, – добавляет Маргарита Зобнина. – Потребитель смотрит, чтобы продукт был максимально дешевым и при этом максимально качественным, а что будет дальше со стартапом, его редко интересует».

Но самым главным, напоминает Маргарита Зобнина, остается обучение студентов, развитие у них предпринимательского мышления: «Пока их учат в основном дисциплине и воспроизведению информации, а не творчеству и созданию новых продуктов и идей. С текущими навыками студентам проще работать по найму, а не идти в предпринимательство. И когда у нас будет массовое предпринимательское образование, когда инженеров, менеджеров и айтишников будут учить добиваться реальных бизнес-результатов, создавать и развивать свой бизнес – тогда "дипломные" стартапы будут реально чего-то стоить. Без образования в нужной области это превратится в какой-то карго-культ».

«Либо хорошая обертка, пустая внутри, либо никому не понятная фигня»

Стартапы в университетах делают не только по пришедшим «сверху» инициативам и не только в столицах. Indicator.Ru пообщался с преподавателем из Волгограда, кандидатом технических наук Антоном Тюковым, который сам организовал курс, где студенты учатся делать стартапы.

«В университете мне было скучно преподавать классические дисциплины. Тем более, я уже стал предпринимателем, в моей небольшой компании мы разрабатывали программное обеспечение, и формировали продукт, связанный с энергетикой. Мне очень хотелось со студентами решать реальные проблемы. Даже два года назад написал статью, в которой я раскрывал основные идеи курса», – рассказывает Антон Тюков.

В качестве контроля студенты сдают экзамен или зачет. «На защитах нет ни одного преподавателя, кроме меня, конечно… Да и то я никак не участвую в оценке студенческих работ», – признается преподаватель. Зато в комиссии присутствуют его знакомые предприниматели, которых интересует развитие сообщества в Волгограде.

Студенческие проекты Волгоградского государственного технического университета помогают автоматически поливать растения, выбирать машины и тарифные планы, ухаживать за собакой, чинить автомобиль и готовить еду.

Но начинать такой курс непросто, поясняет Антон Тюков: «Очень сложно перебороть мышление студента, который привык делать работы в стол. Некоторые мне заявляли во время подготовки: «Мы не собирались реальный стартап делать, мы хотели лишь получить оценку за экзамен…». Студенты поголовно боятся продавать и говорить с людьми. Очень много проблем с поиском идей для стартапа. Студенты не очень глобально мыслят, они не могут придумать какую-то глобальную, значимую идею, чтобы влюбиться в нее и захотеть ее реализовать». Поэтому цель преподавателей – преодолеть страх, научить мыслить шире, связать курс с Национальной технологической инициативой. Общее методическое пособие тоже еще не создано, и над этим ведется работа. Однако в теоретической части ничего не приходится строить с нуля: курс продолжает традицию теории решения изобретательских задач, созданной еще в СССР.

Присоединяясь к остальным экспертам, Антон Тюков заключает, что преподаватели, которые привыкли жить на гранты и зарплату, не смогут научить студентов делать стартапы: «Это примерно так же, как если бы сантехники учили проектному менеджменту – совсем другая специализация. Наверное, нужно давать двух дипломников: ученого и предпринимателя. У технических специалистов нет навыков коммуникации и экономики, а у экономистов нет рук… Поэтому будут получаться либо хорошая обертка, пустая внутри, либо никому не понятная фигня».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.