Трехглазые повелители потока
Какими были первые светофоры, почему в Северной Корее «регулировщики движения» работают лишь два месяца в год, а в одном голландском городе на сигнале светофора вместо человека изображен кролик, Indicator.Ru рассказывает в ежедневной рубрике «История науки».
Загруженные улицы и постоянные аварии
В конце XIX века центральные улицы европейских и американских городов оказались невероятно загружены: в среднем около 20 автомобилей, 40 мотоциклов и 150 велосипедов проезжали по ним за сутки. Конечно, сейчас эти цифры кажутся смехотворными, но тогда стоило лишь в каком-нибудь городке «прописаться» новому автомобилю, так переживать начинали все. Пешеходы боялись, как бы на них не наехала «самобеглая коляска», кучера конных экипажей, с которыми почти бок о бок ездили первые автомобили, волновались за своих лошадей. И правда, к 1896 году на английских дорогах случилось больше 20 аварий. А ведь автомобилей в стране в то время было немногим больше!
Чем чаще машины появлялись на дорогах, тем нужнее становились средства, которые позволили бы регулировать движение (впрочем, нужно отметить, что первые регулировщики движения появились на Лондонском мосту еще в доавтомобильную эпоху, в 1772 году). В 1868 году на главной улице Лондона перед домом Парламента инженер и изобретатель Джон Найт установил механический светофор, который светил лишь красным и зеленым светом. Его прототипом послужил двухсигнальный железнодорожный семафор, который на тот момент уже давно применялся для регулировки повозок на железных дорогах. Прежде чем поставить светофор, его создатели опубликовали во всех газетах Лондона правила, из которых люди впервые узнали, что значит зеленый и красный сигналы светофора и для чего вообще изобретение понадобилось. Сначала сигналы изменялись при помощи системы приводных ремней. Для этого вблизи светофора постоянно дежурил полицейский. В скором времени прибор оборудовали газовым фонарем, чтобы водитель видел цвета и днем, и ночью. Необходимый свет в окошке фонаря зажигался, когда повышалось давление газа в газовой горелке. Впрочем, нововведение пользы не принесло: через месяц газовый светофор взорвался, а разлетевшиеся осколки убили дежурившего неподалеку полицейского.
После лондонской катастрофы мир увидел светофор практически полвека спустя. Инженер Джеймс Хог спроектировал для молодой «Американской светофорной компании» четыре светофора, которые заработали 5 августа 1914 на самом загруженном перекрестке города Кливленд в штате Огайо. Сначала в арсенале светофора оказались всего два цвета: зеленый и красный. При переключении сигналов светофор издавал гудок (мы помним, что автомобили тогда были открытыми, и водитель мог прекрасно слышать все вокруг). Фонари располагались горизонтально в ряд и венчали стеклянную будку дорожного полицейского, который переключал тумблеры. В 1920 году к аппарату добавили желтый свет. «Трехглазый» светофор довольно быстро появился на дорогах Нью-Йорка, Филадельфии и многих европейских городов.
Аналог современного светофора запатентовал в 1923 году американский инженер Гаррет Морган. В Нью-Йорке, на пересечении пяти главных улиц, осенью 1923 года он установил светофор, благодаря которому дорожный полицейский смог контролировать передвижение автомобилей на довольно оживленном участке. Дело в том, что три близких к смотрящему человеку светофора вращались, а четвертый, располагавшийся вдалеке, был неподвижен. Недалеко от последнего и стоял полицейский, который наблюдал за всей группой светофоров.
Регулировщик нажимал на кнопку находящегося в стороне светофора. Это одновременно приводило в действие другие три светофора, оснащенные надписями «GO» и «STOP» и надлежащими им зеленым и красным сигналами для работы в темное время суток. Более того, каждая установка была оборудована гонгом, который звучал при очередном повороте. Таким образом, шофер получал сразу и визуальный, и звуковой сигналы.
Триумфальное шествие светофоров
Летом 1930 года в Лондоне на перекрестке Флит-стрит установили первый вертикальный светофор. В прямоугольный по форме перекресток «входили» четыре шестиполосных улицы. При выходе на несколько закругленную площадь перекрестка, на каждой улице был устроен островок. На этих островках, по направлению к входящим улицам, на специальной балке одна над другой были повешены красная, желтая и зеленая сигнальные лампы. Надпись на красной гласила «STOP», а на зеленой – «GO». На расстоянии примерно 100 метров от перекрестка висели большие плакаты с тремя нарисованными лампами, большим желтым диском наверху и надписью «внимание». Стоящий на возвышении полицейский включал сигналы с островка. Желтый свет зажигался после зеленого. Пока в одном направленности горел желтый, в остальных светил красный.
Помимо «классических» светофоров в Нью-Йорке использовались специальные вспыхивающие красным цветом лампочки, закрепленные на груди полицейских. Такие же лампочки украшали фуражки французских регулировщиков. С конца 1930 года немецкие регулировщики впервые надели белоснежные нарукавники, чтобы регулировать движение машин. Считалось, что благодаря таким нарукавникам знаки инспекторов будут более заметны. С той же целью полицейский-регулировщик стоял на освещенном возвышенном «островке».
В немецком городе Изерлоне летом 1931 года установили для эксперимента большой блестящий диск, на котором беспрерывно крутилась темная стрелка, подобная часовой. Лампа светили лишь зеленым и красным. У сигнального диска находилось справа зеленое, а слева красноватое поле. У этого нового аппарата, по сравнению с существовавшими до него светофорами, оказались свои преимущества. Так во время испытаний удалось установить, что когда открывался пропуск на боковую улицу, то два идущих по различным направлениям экипажа никогда бы не смогли столкнуться. Дело в том, что пока стрелка вращалась по зеленому полю, проезд по улице в соответствующем направлении был свободен, а если она находилась на красном поле – закрыт. Таким образом, усовершенствованный светофор уже издали показывал каждому водителю экипажа, когда по его расчету улица откроется или закроется, поэтому он мог заранее рассчитать свою скорость. Особенно интересно, что скорость вращения стрелки регулировала движение автомобилей.
В Советском Союзе первый светофор установили только в январе 1930 году на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (сейчас Невского и Литейного проспектов) в Ленинграде. В декабре того же года «регулировщик движения» установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Чуть позднее подобным светофором оборудовали пересечение Кузнецкого моста и Неглинной улицы. Первые светофоры были, как и современные, трехцветными. К концу 1933 года более 100 перекрестков оказались столицы были оснащены светофорами. Третьим российским крупным городом, в котором появился светофор, стал Ростов-на-Дону.
С 20-х годов XX века светофоры распространились по всему миру, в некоторых странах – со своими особенностями. Например, в Северной Корее светофоры работают лишь в июле и январе, когда в стране либо слишком жарко, либо слишком холодно. В остальное время инспекторы регулируют дорожное движение. В голландском городе Утрехте вместо привычных изображений фигуры человечка на светофорах можно увидеть крольчиху. Дело в том, что крольчиха по имени Миффи является в Нидерландах главным персонажем детской литературы, а писатель и иллюстратор Дик Брюн, придумавший героя, родился именно в Утрехте, поэтому светофоры в этом городе представляют собой своеобразные памятники в честь художника.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.