Опубликовано 20 апреля 2020, 17:47

Анализ геномов древних швейцарцев пролил свет на происхождение европейцев

© Max Pixel

Команда ученых из Тюбингенского и Бернского университетов, а также Института истории человека Общества Макса Планка секвенировала геномы 96 человек из 13 объектов эпохи неолита и раннего бронзового века Швейцарии, Южной Германии и Эльзаса. О своем исследовании ученые рассказали в журнале Nature Communications.

Богатый археологический материал Швейцарии с ее неолитическими поселениями от берегов озер и болот до внутренних альпийских долин и высоких горных перевалов делает ее территорию главным местом для изучения истории расселения людей в Центральной Европе. К концу неолитического периода появление археологических находок культуры боевых топоров совпадает с появлением новых представителей родословной из Понтийско-Каспийской степи, но точное время прибытия этих новых народов и их смешивание с коренными европейцами остаются невыясненными.

Чтобы пролить свет на этот вопрос, авторы нового исследования провели анализ 96 геномов и выяснили, что первый предок из Понтийско-Каспийской степи прибыл в Европу уже в 2800 году до н. э. Результаты проведенного исследования предполагают, что генетическое расселение было сложным процессом, включающим постепенное смешение параллельных высокоструктурированных генетически обществ.

«Примечательно, что мы идентифицировали несколько женских особей, в родословной которых не было степных предков. И жили они через 1000 лет после того, как эти люди прибыли в регион, — говорит ведущий автор работы, сотрудник Института археологических наук Тюбингенского университета Аня Фуртвенглер. — Данные генетического и изотопного анализов позволяют предположить, что в то время существовало патрилокальное общество, в котором мужчины оставались там, где родились, а женщины были родом из отдаленных семей, в которых не было "степных" корней».

Эти результаты показывают, что люди из Понтийско-Каспийской степи были относительно однородной популяцией, которая занимала значительную часть Центральной Европы в раннем бронзовом веке. Но работа исследователей также показывает, что популяции, не имеющие степного происхождения, существовали параллельно этим культурным группам в течение сотен лет.