Археологи нашли в Нижегородском кремле остатки фуникулера XIX века
Фундамент и нижнюю часть стен водонапорной башни, а также чугунные трубы водовода, некогда входившие в состав комплекса верхней станции фуникулера XIX века, обнаружили специалисты Института археологии РАН при исследованиях на территории Нижегородского кремля. Находки позволят составить точный технический план нижегородского фуникулера (элеватора) и локализовать его на местности.
«Хотя фуникулер был построен в конце XIX века и действовал до 1926 года, никаких чертежей или строительных планов не сохранилось. Найденные остатки водонапорной башни и коммуникаций позволят уточнить данные о конструкции фуникулера и технические детали его работы, известные лишь в общих чертах», — говорит сотрудник Волжской экспедиции Института археологии РАН Алексей Свиридов.
Фуникулеры, или элеваторы, появились в Нижнем Новгороде в 1896 году. Всего к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки было построено два элеватора, которые соединяли между собой трамвайные линии, расположенные на разных по высоте участках города: Верхебазарном и Нижнебазарном. Они были устроены по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, которые на тот момент уже были хорошо известны в Европе: в этих конструкциях между основными рельсами прокладывался зубчатый рельс, благодаря которому вагон фуникулера удерживался на склоне и не скатывался назад.
Фуникулеры, построенные в Нижнем Новгороде, работали по принципу перегрузки «верхнего вагона» водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни нагнеталась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец. Они проработали до 1927 года — до того момента, когда была построена единая трамвайная сеть, связавшая верхнюю и нижнюю части города.
В 2018 году развитие сети фуникулеров, в том числе воссоздание исторических нижегородских элеваторов, было объявлено одной из задач «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года». Воссоздание Кремлевского элеватора в его историческом облике на откосе Нижегородского кремля запланировано к 800-летию Нижнего Новгорода, празднование которого состоится в 2021 году.
Исследуя участок возле Часовой башни Нижегородского кремля, археологи вскрыли фундамент и остатки стен водонапорной башни – восьмиугольного сооружения, сложенного из красного кирпича. Эта башня была составной частью механизма, приводившего в движение фуникулер: из нее вода под давлением подавалась в резервуар для набора воды. После того как емкость была заполнена, вагон с верхней станции под действием силы тяжести опускался вниз, а такой же вагон с пустыми баками поднимался наверх от нижней станции. Также расчищены чугунные трубы водовода, проложенного от башни к зданию верхней станции Кремлевского элеватора.
«После закрытия фуникулера в начале ХХ века на территории кремля проходили активные планировочные работы: весь участок, который мы изучаем, оказался перекрыт слоем грунта высотой около четырех метров. После того как водонапорная башня была разрушена, ее руины засыпали, и поэтому место, на котором была построена башня, оказалось скрытым», — отметил Алексей Свиридов.
Под слоем XIX века археологи обнаружили следы плотной городской застройки от XVI–XVIII веков, подполья различных хозяйственных и жилых сооружений, а также многочисленные артефакты. Среди находок — медные пулы Золотой Орды XV–XVI веков, серебряные копейки XVI–XVII веков, обломки стеклянных браслетов, перстней и фрагменты парадной поливной посуды, привезенной в Нижний Новгород из поволжских городов Золотой Орды.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.