Опубликовано 10 августа 2017, 16:20

Древний каннибализм носил ритуальный характер

Фрагменты костей, найденых в пещере Сомерсет в Великобритании

© Bello et al

Фрагменты изрезанных человеческих костей, обнаруженных в пещере Сомерсет в Великобритании, связаны с ритуальным каннибализмом, который практиковали жившие 15 тысяч лет назад люди. Посвященное находке исследование было опубликовано в журнале PLOS ONE.

Найденные археологами в 1980-х годах надрезанные кости из пещеры Гоф в Чеддерском ущелье говорят о том, что жившие там древние люди были каннибалами. Однако тогда ученые не знали, было ли людоедство данью уважения духам, стандартным поведением или проявлялось только в периоды голода.

Антропологи из Музея естествознания в Лондоне проанализировали кости, на которых было сделано множество зигзагообразных надрезов, и обнаружили, что поедание людей имело отчасти ритуальный характер. Плоть умершего человека убирали с кости, затем на ней вырезали узор, после этого кость ломали и извлекали костный мозг. Функции рисунка, по словам ученых, были только декоративными, и никак не упрощали разлом кости.

На 40% костей ученые нашли следы человеческих укусов, а еще на 60% – признаки кровавой расправы. Исследователи предполагают, что каннибалы либо никак не готовили мясо, либо варили его.

Жившие в пещерах Британии людоеды были первыми поселенцами на этой территории после последнего ледникового периода. 14700 лет назад племена охотников-собирателей перебрались на острова из Испании и Франции по земле, которая сейчас находится под водой. По обнаруженным в пещере Гоф останкам ученые сделали вывод, что люди жили здесь около ста лет. Преимущественно они охотились на оленей, кабанов, зайцев и лошадей.