Древние камни проливают свет на историю алтайских кочевников
Российские археологи изучили древние оленные камни в Алтайских горах. С их помощью они могут реконструировать быт кочевников начала I тысячелетия до н. э. Исследование опубликовано в журнале Asian Perspectives: The Journal of Archaeology for Asia and the Pacific.
Аржано-майэмирская эпоха (начало I тысячелетия до н. э.) была важным временем для всей Евразии. Тогда происходили значительные перемены в образе жизни людей и окружающем их климате. Многие оседлые народы были вынуждены становиться кочевниками, из-за чего сильно менялась их культура. Однако в Алтайских горах мало археологических памятников, относящихся к бронзовому веку и аржано-майэмирской эпохе, которые могли бы пролить свет на историю региона. Поэтому ученые решили сконцентрироваться на исследовании оленных камней, которые можно использовать как маркеры одной из древних кочевых империй. Оленными камнями называются своего рода древние картины. Это плиты и валуны, на которые нанесены какие-либо изображения. Оленные камни бывают по размеру как совсем небольшие, так и высотой до четырех метров. Они часто связаны с погребальными и мемориальными комплексами кочевников. Систематически исследовать их российские археологи начали с 2007 года.
По изображениям на оленных камнях ученые могут выяснить, какими предметами пользовались люди того времени. Например, уже собрана большая коллекция изображений оружия и украшений. В целом каждый такой оленный камень представляет собой изображение реально существовавшего человека с отображением его внешнего вида и положения в обществе. «Если все оленные камни собрать в одном месте, то они будут представлять скопления людей разного возраста, статуса и даже разных этносов. Раньше считалось, что такие изваяния устанавливали только умершим воинам, но сейчас понятно, что на них отражены разные слои населения, в том числе женщины», — пояснил порталу «Наука в Сибири» автор исследования, заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета Андрей Тишкин.
Ученые фиксировали изображения на камнях с помощью фотографирования, зарисовок, получения эстампажей. Широко использовалось копирование с помощью микалетной бумаги, которая представляет собой длинноволокнистое хлопковое полотно. Если им в два слоя обернуть каменную стелу, а затем намочить и набить такой материал с помощью обыкновенных поролоновых губок, то после высыхания бумага будет плотно облегать всю поверхность. Так можно получить почти идеальное повторение всех неровностей камня. Также ученые использовали фотограмметрию, которая позволяет создавать 3D-модель камня.
«Основная масса оленных камней происходит с территории современной Монголии и окружающих ее регионов (Алтай, Тува, Забайкалье, Восточный Казахстан, Синьцзян, Северный Китай). Эта традиция могла распространиться далеко на запад путем миграции населения из Внутренней Азии или передаваться другим народам в результате различных контактов. Так, например, в Поволжье фиксируются подобные камни в памятниках ананьинской культуры. Но оформление у них другое. Также имеют свои особенности похожие скульптуры на Северном Кавказе. Это эпохальное явление, характерное для начального периода ранних кочевников. Я считаю, что оленные камни Внутренней Азии маркируют одну из самых архаичных кочевых империй. Кочевники, создававшие и устанавливавшие оленные камни, имели довольно высокий уровень социальной организации, что отразилось в крупных погребальных и мемориальных комплексах по всей территории», — рассказал Тишкин.
«В процессе изучения оленных камней мне удалось найти ключ для понимания и правильного восприятия фиксируемых изображений. Этот подход заключается в том, что древние мастера использовали своеобразный художественный прием: все изделия, которые располагались на человеке и в реальности были выпуклыми, показаны наоборот — выбитыми вовнутрь каменной поверхности. Такой способ был менее трудоемким. В результате, например, широкая полоса на оформленной верхушке изваяния оказывается меховой отделкой головного убора, характерного для кочевников. И так последовательно восстанавливается орнамент на щитах и поясах, а также сами предметы, которым можно найти реальные аналогии. Но по-прежнему самой важной задачей является адекватное документирование оленных камней», — отметил Алексей Тишкин.
На некоторых камнях археологи нашли остатки краски. Поэтому они сделали вывод, что эти памятники раскрашивались, возможно, на них надевалась какая-то одежда. Ученые также обнаружили следы жира около ртов, что свидетельствует о религиозной традиции подкармливать духов умерших. Однако остается неясным, был ли такой ритуал у создателей оленных камней или это было сделано позднее. Второй вариант вполне возможен, так как оленные камни часто переиспользовали. Например, Чингисхан приказывал обозначать ими границы своей империи, из-за чего многие камни располагаются вне археологических комплексов.
«Мы планируем реализовать большой проект по дальнейшему изучению оленных камней совместно со всеми заинтересованными исследователями. Для этого уже имеется хороший задел и обозначенные ориентиры, на которые мы будем опираться, чтобы зафиксировать и понять не только все изображения, но и территорию распространения этих древних скульптур в контексте с другими археологическими комплексами», — отметил Алексей Тишкин.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.