Опубликовано 08 июля 2017, 16:52

Средневековые финны пережили сто лет холода без голода

Зуб средневекового финна, похороненного на кладбище у реки Иййоки.

© Maria Lahtinen

Ученые из Хельсинкского университета провели радиоуглеродный анализ останков людей, похороненных на средневековом кладбище в Финляндии во время малого ледникового периода. Результаты показали, что население смогло адаптироваться к низким температурам и продолжало полноценно питаться. Свои выводы ученые изложили на страницах Radiocarbon.

Малый ледниковый период, настигший один из самых развитых сельскохозяйственных регионов Европы Северную Остроботнию (провинцию Финляндии) в XV-XVI веках, не мог не сказаться на продовольственной ситуации. Древнее кладбище, расположенное у реки Иййоки в северной провинции, было впервые обнаружено во время строительства труб в 2009 году. Дальнейшие раскопки показали, что на кладбище похоронены, по меньшей мере, 290 человек. Теперь исследователи определили изотопные составы водорода и углерода зубов 11 человек. Так ученые смогли выяснить, каким был рацион жителей средневековой Финляндии, поскольку скудное питание изменяет изотопный состав водорода.

Несмотря на суровые условия, постигшие регион, исследователи обнаружили, что лишь один человек из 11, похороненных на кладбище, голодал. «Люди придерживались рациона в течение многих лет, от детства до старости, и мы не обнаружили неожиданных изменений в составе изотопов водорода. Это означает, что обитатели района Иййоки того времени нашли способ выжить, несмотря на холодный климат», – сказала автор исследования Мария Лахтинен.

Ученые предложили несколько возможных объяснений результатам. Вероятно, люди могли полноценно питаться, поскольку выращивание сельскохозяйственных культур, несмотря на аграрный характер региона, не сыграло существенной роли в их рационе. Поэтому перебои с урожаем не вызывали голода. Кроме того, специалисты исследовали всего 11 человек. Чтобы найти ответы на новые вопросы ученые продолжат исследование.