Гуманитарные науки

Фотографии мальчиков в социальных сетях популярнее снимков девочек

Pexels

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали публичные записи ВКонтакте и обнаружили, что пользователи чаще упоминают сыновей, чем дочерей. А записи о сыновьях собирают в среднем в 1,5 раза больше лайков. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние годы сети стали важным источником данных для исследователей социальной жизни. Они позволяют, в том числе, проследить, как проявляется и воспроизводится гендерное неравенство и как в этом участвуют семьи и сетевые сообщества.

Российские ученые проанализировали публичные записи о детях 635 000 пользователей из Санкт-Петербурга в социальной сети ВКонтакте в возрасте от 18 до 50 лет. Большинство записей посвящены совместному с детьми досугу (27% сообщений), достижениям и важным событиям в жизни детей (появление на свет, дни рождения и пр. – 19%). Свыше четверти постов (26%) – это признания в любви к своим детям.

Полученные результаты говорят о гендерном дисбалансе: в социальной сети родители упоминают сыновей на 20% чаще, чем дочерей. Как отмечают исследователи, сыновей чаще упоминают и мужчины, и женщины. Это невозможно объяснить исключительно соотношением полов при рождении (1,06 – в России на 100 новорожденных девочек приходятся 106 новорожденных мальчиков). По мнению ученых, феномен популярности сыновей в соцсетях, скорее, связан с гендерными предпочтениями родителей, рассказывающих о детях. Ученые подсчитали, что на одну женщину в среднем приходится 2,3 поста о сыновьях и 2,1 сообщения о дочерях. На одного мужчину – в среднем 1,7 поста о сыновьях и 1,5 сообщения о дочерях. В результате информация о сыновьях безусловно преобладает. Мальчики – главные герои родительских рассказов.

Исследователи также выяснили, что посты о сыновьях зарабатывают больше лайков примерно в 1,5 раза. Сообщение о дочерях, написанное матерью, в среднем получает 6,7 лайка от женщин, а от мужчин – 1,1 лайка. А материнский пост о сыновьях – 10,7 лайка от женщин и 1,8 лайка от мужчин. Сообщение отца о дочерях набирает 5,3 женских лайка и 2,6 мужских. Пост отца о сыновьях зарабатывает 6,7 женских лайка и 3,7 мужских.

По данным видно, что женщины в целом чаще оценивают посты. При этом, женщины предпочитают женские посты, а мужчины – мужские. Но и те, и другие чаще одобряют посты с упоминанием сыновей.

«Подобное неравенство может посылать сигнал, что девочки менее значимы и заслуживают меньше внимания, чем мальчики. А тот факт, что записи о сыновьях получают больше лайков, только усиливает этот эффект, — считает один из авторов статьи, заведующий Лаборатории методов науки о данных в исследованиях образования НИУ ВШЭ Иван Смирнов. — Это совсем не безобидные лайки. Социальными сетями ежедневно пользуются миллионы пользователей, поэтому даже незначительные эффекты могут аккумулироваться и оказывать существенное влияние на восприятие девочек и мальчиков в обществе».

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.