Российские древности: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
О еще одном аргументе в концепцию «Россия — родина слонов», о русском аналоге парижского Шартрского собора, о разнице между понятиями «поле» и «Польша» и о первой в истории русской архитектуры реставрации рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».
На границе Владимирской и Ивановской областей расположился маленький городок (меньше 20 тысяч жителей), районный центр под названием Юрьев-Польской. Или Юрьев-Польский. Называют его по-разному, но ясно одно: происходит это название от имени князя Юрия Долгорукого и слова «поле». К Польше этот город не имеет никакого отношения, да и вообще это дополнение возникло, чтобы отличать владимиро-суздальский Юрьев от двух других городов-тезок: Юрьева, который ныне Тарту, а ранее был Дерптом, и от Юрьева в Поднепровье, который ныне называется Белая Церковь.
В центре этого городка, славного своими молочными продуктами и конным заводом, сохранился кольцевой земляной вал, в котором стоит монастырь, а рядом с ним — странное приземистое сооружение, все сплошь покрытое каменной резьбой. Перед нами последний (по времени) храм домонгольской Руси и первый, пожалуй, в нашей истории случай архитектурной реставрации ценного памятника, которой уже тоже более пятисот лет.
Первый храм в этом городе построил знаменитый Юрий Долгорукий, судя по летописи, в 1152 году. Но запись о строительстве князя Юрия в Кидекше, Юрьеве и Владимире — сводная, так что о точном времени постройки храма-предшественника мы не знаем. Знаем только, что простоял он не очень долго. Раньше хотя бы полагали, что нынешний храм стоит на фундаменте старого, ан нет. Археологи ошибались, тщательное обследование показало: нынешний храм от фундамента до купола — XIII века, и то с оговорками. Собор Юрия Долгорукого где-то рядом. Надо искать, проводить археологическую разведку, но пока что удача не на стороне историков. Правда, вот те самые крепостные стены, земляные валы — они-то точно долгоруковские.
Храм князя Юрия простоял недолго. В 1230 году «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обетшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священием». Тверская летопись сообщает, что простояла старая церковь 89 лет. Святослав Всеволодович, в крещении Гавриил, — внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода Большое гнездо. Судя по всему, церковь ко времени его княжения уже находилась, как сейчас бы сказали, в аварийном состоянии. И внук решил не ремонтировать дедово творение, а просто построить заново.
Судя по всему, Святослав сам был не чужд искусства. По крайней мере, новый собор получился весь украшенный резным камнем. И летопись недвусмысленно намекает: «И создаю Святослав чюдну, резаным камнем, а сам бе мастер». Кстати, именно в храме и похоронили Святослава Всеволодовича, а через десятки лет выстроили специальный придел, куда перенесли могилу.
Это уникальный случай для нашей истории. Такой случай, когда все здание целиком покрыто резьбой, тоже неизвестен. Даже знаменитый Дмитриевский собор во Владимире, построенный отцом Святослава, и тот сильно уступает Юрьевскому. Недаром исследователь древнерусской каменной пластики Георгий Вагнер, реконструировавший много композиций из резьбы храма и посвятивший ей монографию, назвал Георгиевский собор «русским Шартром».
Но, похоже, Святослав сильно увлекся резьбой и забыл про основы архитектуры. Собор у него получился сильно завышенным и простоял «всего» 200 лет. Правда, за это время успел стать образцом для первого Успенского собора Московского Кремля, построенного в 1326-1327 годах.
В середине XV века верх собора рухнул, но власти решили не сносить здание. В 1471 году в заштатный городок прибыл выдающийся зодчий и скульптор Василий Ермолин, который восстановил храм, в итоге получившийся почти вдвое ниже исходного. Кроме того, Ермолин собрал обрушившуюся скульптуру и, что мог, поместил обратно на стены. Правда, порядок камней, разумеется, нарушил, и теперь даже среди специалистов существуют десятки вариантов реконструкции программы росписи и самого храма.
Кстати, самый необычный для современного человека камень этой резьбы сохранился: над одной из полуколонн можно увидеть силуэт слона. Ну, или мамонта, если хотите. Так что у авторов концепции «Россия — родина слонов» есть аргумент возрастом почти в восемь веков.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.