Российские древности: Дмитровский собор во Владимире
В прошлом выпуске рубрики «Российские древности» автор рассказал об одном из двух храмов, четверть века назад приведших его к увлечению Древней Русью, — Успенском соборе во Владимире. Сегодня речь пойдет о втором соборе, который находится в нескольких сотнях метров от первого и на самом деле не должен называться собором. Итак, Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме.
Если Успенский собор строился, как мы помним, дважды (Андреем Боголюбским и его младшим братом, Всеволодом Большое Гнездо), то Дмитровский только Всеволодом. Великий князь Владимирский, десятый сын Юрия Долгорукого, герой «Слова о полку Игореве» (это его войско «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать»), построил этот храм специально для себя и имени себя.
Постойте, скажете вы, но ведь князя звали Всеволод, а святой — Дмитрий, если быть точным, очень популярный на Руси в XII веке Дмитрий Солунский, культ которого в те годы был намного сильнее святого Георгия и достиг своего пика как раз при Всеволоде? Ответ, я надеюсь, понятен: Всеволод — это княжеское имя, а Дмитрий — крестильное, христианское.
Всеволод Большое Гнездо очень любил своего небесного патрона. Недаром Юрий Долгорукий назвал в чего честь город Дмитров (в нем Всеволод тоже выстроил храм). Известнейшая икона Дмитрия Солунского XII века, написанная по заказу Всеволода (ее можно увидеть в Третьяковской галерее), как говорят, даже наделена портретным сходством со Всеволодом.
Посему храм — это личный храм Всеволода-Димитрия. Летописи не называют точной даты его постройки. Храм (его почему-то часто именуют собором, хотя он не является ни главным храмом города, ни главным храмом монастыря согласно определению собора) упомянут только в общем перечне построек Всеволода: «Созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия», «постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия, в свое имя».
К созданию своего патронального и дворцового храма князь подошел основательно: съездил в Солунь (ныне — греческие Фессалоники), привез «гробовую доску» от гроба святого и «сорочку» его же — как главные реликвии своего собора. Они долго хранились в нем.
На момент постройки (историки, начиная с Николая Воронина, называют разные даты, основная — 1194-1197 годы, однако самый известный владимирский краевед Татьяна Тимофеева традиционно спорит, называя 1191 год) храм выглядел иначе. Как и церковь Покрова на Нерли, его окружали пристройки-галереи. И они почти дошли до нашего времени, но «историки-архитекторы» XIX века на глазок решили, что это поздние пристройки, и велели их разобрать при «реставрации». Единственное, что осталось — это чертежи, рисунки и акварели.
Как и храм Покрова на Нерли, о котором мы уже писали, главная скульптурная композиция на гораздо более богато украшенном Дмитровском храме — это Давид Псалмопевец, которого слушают звери и птицы. На примере этого сюжета можно иллюстрировать «доказательность» умозрительных построений в искусствоведении. Когда-то надпись «Давид» на Боголюбовском храме была видна, а на Владимирском — нет.
Замечательный искусствовед Георгий Вагнер, крупнейший специалист в области древнерусской белокаменной резьбы, построил очень красивую теорию. Дмитровский собор как бы «принимает» символическую эстафету у церкви Покрова на Нерли, выстроенной его старшим братом и предшественником на владимирском столе. Поэтому на нем изображен сын Давида, тоже царь и тоже любитель песни — Соломон. В работах Вагнера приводилась масса логичных аргументов в пользу этой практически безупречной теории. Каково же было недоумение, когда, уже изучив труды Вагнера, автор этих строк в 2004 году снова приехал во Владимир и увидел в телеобъектив возле фигуры в центральной закомаре Дмитриевского собора открывшуюся при реставрации надпись «Давид»!
я выбрал вместо рекламы.
Кстати, на рельефах Дмитровского собора можно увидеть предположительно и самого заказчика храма: в центре одной из закомар изображен человек с ребенком на коленях. Это Всеволод с младшим сыном. Старшие сыновья почтительно стоят рядом.
Сохранилась и роспись — совсем немного, на сводах, но тем не менее первоклассные фрески XII века занимают не последнее место в сохранившейся живописи Древней Руси. А современные владимирцы обзавелись новой традицией: после росписи в ЗАГСе побарабанить в закрытые двери храма (собор не действующий). Пришлось даже табличку вешать.