Опубликовано 24 августа 2020, 15:20

ГИС-технологии помогли найти средневековый могильник под Суздалем

Раскопки могильникa

© Пресс-служба Института археологии РАН

Исследователи из Института археологии РАН и Государственного исторического музея обнаружили в Суздальском Ополье средневековый курганный могильник. Его уже находили в середине XIX века, после чего потеряли. Теперь памятник нашли опять, сообщает пресс-служба института.

Первые археологические исследования в Суздальском Ополье ученые начали проводить в середине XIX века. Изначально ученые искали останки княжеских дворов. Однако сделать это не удалось. Зато археологи обнаружили курганы и захоронения с богатым погребальным инвентарем. Исследователи тогда изучили 7757 курганных насыпей на территории Владимирской и Ярославской губерний, проанализировали найденные артефакты и выяснили, что захоронения в курганах были совершены в X–XII веках.

В 1980 году ученые из Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника решили провести новые раскопки возле села Гнездилово. Экспедиция XIX века нашла первые курганы именно в этом месте. В конце XX века исследователи не один раз пытались найти некрополь, но у них ничего не выходило, так как в современных ландшафтах вблизи Гнездилова нет никаких следов курганных насыпей.

Теперь исследователи все же смогли обнаружить памятник, используя современные ГИС-технологии и карту геофизических аномалий. К современной системе координат археологи привязали планы и карты, составленные в XIX веке. Оказалось, что топографическая съемка, которой исполнилось 170 лет, имела довольно высокую точность.

«Благодаря этим данным мы смогли не только определить границы средневекового могильника, но и выделить зону полевых работ 1851 года. Так что мы, закладывая раскоп, рассчитывали попасть на участок с непотревоженными погребениями», — рассказывает младший научный сотрудник ГИМ Анна Красникова.

Фрагмент карты