Опубликовано 27 сентября 2023, 10:26
3 мин.

Ученые реконструировали жизнь татарской дореволюционной интеллигенции

Медресе «Расулия» на родине Зайни

Медресе «Расулия» на родине Зайни

© Wikimedia Commons

Российская исследовательница проанализировала биографические работы татарского педагога и просветителя XX века Хабиба Зайни, хранящиеся в семейном архиве его потомков и в Научной библиотеке имени Н. И. Лобачевского Казанского университета. В результате автору удалось дать характеристику автобиографическим работам Зайни, оценить советское и общественное влияние на них, а также на примере его личности раскрыть детали дореволюционной жизни татарской интеллигенции. Работа была опубликована в «Вестнике Российского университета дружбы народов: История России».

Хабиб Зайни – советский педагог и просветитель. По происхождению Зайни был татарином. Детство он провел в городе Троицке Оренбургской губернии. Его рукописи, большинство из которых написаны на татарском языке, можно разделить на две категории: семейные и предназначенные для широкой публики.

Ученая из Института истории имени Ш. Марджани (Казань) проанализировала ряд работ Зайни: текст под названием «Проект конспекта по истории педагогики в Башкортостане», записку «Реальность об уфимском медресе «Галия», очерк об отце «Человека красит труд», автобиографию и четыре ученические тетради с воспоминаниями. Давая характеристику рукописям Зайни, автор исследования обращает внимание на то, что содержание, как и риторика, работ из двух выше обозначенных категорий различаются. Например, свое посещение Троицкой ярмарки в «семейном» архиве Зайни описал намного эмоциональнее, чем в общедоступном очерке. В первом случае просветитель делился своими чувствами и подробнее описывал детали, а во втором писал в общепринятом в то время стиле, «шаблонными» фразами. Такая разница обусловлена влиянием общественного мнения на стиль изложения мыслей автора.

Картина дореволюционного мира просветителя отражает не только переосмысление событий того периода через призму набранного с возрастом опыта, но и советские реалии, в которых писались автобиографии. Просветитель, как это было принято среди его современников из татарской интеллигенции, лавировал между своими истинными мыслями относительно окружающего мира и цензурными ограничениями. Страхи Зайни писать открыто о своих идеях и мыслях оказались не беспочвенны, поскольку он был осужден по статье за контрреволюционную деятельность.

Как отмечает автор исследования, в автобиографиях Хабиб Зайни не упоминает об исламе вне контекста описаний мечетей и медресе (мусульманских религиозных школ). Предположительно, это было сделано специально, поскольку педагог не мог поделиться своим мировоззрением даже в частных работах. Вместе с тем в них просматривается национальная идентичность Зайни: он начинает все чаще идентифицировать себя и окружающих его людей как татар. Таким образом, он стирал религиозные и социально-экономические различия между «носителями одной культуры». Выбор в пользу национальной идентичности был сделан из рациональных побуждений человека, живущего в стране с атеистической идеологией. Ученая обращает особое внимание на образ Родины и семьи деятеля в рукописях Хабиба Зайни, поскольку они оказали сильное влияние на становление просветителя. Центральной фигурой детства Зайни был его отец, Халиль, передавший сыну свои прогрессивные мысли и идеи, не характерные для татарского мусульманского общества того времени. Автор исследования отмечает, что Халиль был поклонником новых технологий, Востоку предпочитал Запад, а религии – советское общество. В свою очередь Зайни унаследовал стремления отца к независимости и светскости, а также симпатию к социал-демократам. Однако ученая выделяет существенную разницу между отцом и сыном. Действия Халиля Зайни были продиктованы трудолюбием, любовью к знаниям, а действия его сына – «идеей выживаемости».

Как отмечает автор работы, автобиографии Хабиба Зайни – ценный источник информации, позволяющий проанализировать социокультурные условия, в которых находился не только татарский народ, но и остальные национальные меньшинства дореволюционной России.

Материал подготовлен при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

Автор:Indicator.Ru