Опубликовано 11 июля 2017, 20:20

Российские древности: Собор Иоанна Предтечи в Пскове

Один из четырех домонгольских соборов Пскова
Собор Иоанна Предтечи во Пскове

Собор Иоанна Предтечи во Пскове

© Vladimir60/Wikimedia Commons

Что зодчие скрывали в стенах древнего собора, почему дату его постройки так трудно вычислить, что добавилось к храму после реставрации и чего он недосчитался, рассказывает рубрика «Российские древности».

«Меньшой брат» Великого Новгорода, Псков, не менее богат архитектурой. Однако построек домонгольского времени в нем гораздо меньше. Их и было-то четыре, а до наших дней дошло всего два памятника.

Поклонный крест XII века у входа в собор

Поклонный крест XII века у входа в собор

© Wikimedia Commons

Об одном из них, всемирно известном Мирожском соборе, разговор пойдет чуть позже. Иностранные туристы, приезжающие в Псков, в первую очередь едут именно сюда — посмотреть на знаменитые фрески. Однако почти симметрично по отношению к Крому, на той же стороне реки Великой, только выше по течению, расположен другой храм, о котором помимо специалистов мало кто знает, — собор бывшего монастыря святого Иоанна.

В тени Мирожского монастыря: проблемы датировки

Про Иоанновский собор, несмотря на то, что он в 1949—1950 годах был восстановлен в формах XII века, до сих пор написано очень мало. Более того, достаточно долго считалось, что собор построен в 1240-х годах, и на экскурсии вам могут назвать и эту дату. Ее же вы можете встретить и в путеводителях.

Общий вид собора Иоанна Предтечи в Пскове

Общий вид собора Иоанна Предтечи в Пскове

© Wikimedia Commons

Это связано с тем, что среди четырех домонгольских храмов точно датирован только один — Дмитровский собор. А Иоанновский храм в источниках впервые встречается только под 1243 годом (Новгородская первая летопись). Из этой записи следует, что храм находился в женском монастыре и служил усыпальницей псковских княгинь. Но, как водится, то, что раньше храм не упоминался, еще не значит, что его раньше не существовало. И здесь нам помогут исследователи древней архитектуры, которые утверждают: здание XII века, а точнее, 1140-х годов.

Почему 40-е годы XII века?

Этот храм очень близок церквям Мирожи и Дмитрия Солунского по своей архитектуре и по строительной технике. В XIII веке строили уже по-другому. Но самое главное, что нам может помочь, — это размер плинфы — тонкого кирпича, из которого строили в то время. Как установил историк архитектуры Петр Раппопорт, по размерам плинфы можно достаточно точно установить время постройки здания, а ошибиться на век в любом случае просто невозможно.

По таблице, составленной другим выдающимся ученым, Григорием Штендером, для памятников новгородского круга, кирпичи этого собора — 38 x 23 x 3,5-5 см — относятся к 40-м годам XII века. Судя по всему, храм строила та же артель новгородского князя Всеволода, которая строила три остальных псковских храма XII века: Троицкий собор, собор Мирожского монастыря и Дмитрия Солунского, из которых до наших дней дошел только второй.

В Иоанновском соборе очень заметно развитие тех новшеств, которые наметились в предшествующих новгородских памятниках. На его фасадах, кроме западного, нет декоративных двухступенчатых ниш. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Храм увенчан тремя главами, но в отличие от новгородских соборов, эти главы расположены симметрично, и функционального значения у них нет. Видимо, это лишь дань традиции.

Аркатурный пояс под главами, двухступенчатые ниши в закомарах западного фасада и раскреповки в закомарных арках

Аркатурный пояс под главами, двухступенчатые ниши в закомарах западного фасада и раскреповки в закомарных арках

© Lorras is/Wikimedia Commons

Существенное новшество — лестница для подъема на хоры (своеобразный «второй этаж»), проходящая не в башне, а в толще стены; потом это достаточно часто будет использоваться в зодчестве Древней Руси. Сейчас самих хор уже не осталось: они были деревянными, но следы от опор, на которых лежал пол, и от перильной балки остались.

Забавно, что зодчие, похоже, постарались максимально использовать стены, до которых можно было добраться с хор. Давно было известно о нишах-шкафах. При детальном обследовании в 1980-е годы в стенах было открыто несколько ниш-тайников с 53 иконами XIV-XVI веков.

Никольская икона XIV из собора, Государственная Третьяковская галерея

Никольская икона XIV из собора, Государственная Третьяковская галерея

© Wikimedia Commons

А вот типичная псковская колоколенка, расположенная на одной из стен храма, — более поздняя пристройка, отнюдь не нарушающая его облика. Раньше близ стены стояла на четырех столпах отдельная звонница, существовавшая еще в XIX веке. До реставрации у храма сохранялся и более поздний Андреевский придел, который тоже был разобран, а до реставрации использовался как клуб. Впрочем, и после первоначального послевоенного восстановления 1940-1950-х годов храм не использовали по назначению (даже как музей): собор использовался как склад угля, а потом — бумаги для городской типографии. В 1970-х годах снова провели реставрационные работы, а в 2007 году передан Крыпецкому монастырю для учреждения подворья.

Собор Иоанна Предтечи в Пскове, 1917 год

Собор Иоанна Предтечи в Пскове, 1917 год

© Wikimedia Commons

К сожалению, в соборе почти не сохранилась живопись, только небольшие остатки орнаментов на откосах окон и на юго-западном столбе. Но и по ним можно судить, что расписан храм был не сразу после постройки, а несколько позже, судя по стилю, местными мастерами. Сейчас фрагменты живописи укреплены и изучаются.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.