Опубликовано 10 июля 2019, 14:14

Российские историки изучили особенности европейской высшей школы

Католический университет Парижа

Католический университет Парижа

© Institut catholique de Paris/LinkedIn

Историки из Тюменского и Томского государственных университетов проанализировали изменения в европейском высшем образовании на примере Великобритании и Франции. Статья, посвященная результатам исследования, опубликована в журнале «Университетское управление: практика и анализ».

Университеты инновационно-предпринимательского типа – новая веха развития высшего образования в современном мире. Сотрудничество с промышленниками и нацеленность на рынок в сочетании с сохранением свободы творчества исследователей становятся их главными задачами. Российские ученые, поддержанные грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда, провели анализ источников и статистических данных и проинтервьюировали профессоров и сотрудников университетов и научных центров Великобритании и Франции с целью оценить основные аспекты их работы: причины выбора профессии, ее преимущества и недостатки, удовлетворенность заработной платой, взаимоотношения в коллективе и с руководством.

«Смысл нашего исследования в том, чтобы изнутри изучить, как те или иные модели трансформации школы находят отражение в профессии, в труде преподавателей», – отметил один из авторов статьи, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории Тюменского государственного университета Александр Сорокин.

Несмотря на ряд национальных различий, базовые тенденции развития академической сферы в изученных странах оказались схожи. Если раньше достаточно было заниматься только преподаванием, то сейчас приоритетным становится исследовательский потенциал сотрудников.

Основными проблемами в профессии европейцы назвали возрастающую бюрократию, увеличивающийся набор требований к сотрудникам, изменения во взаимоотношениях со студентами от модели студент-ученик к модели студент-заказчик. Респонденты отметили, что современные преподаватели должны быть коммуникабельными, обладать лидерскими и ораторскими навыками, при этом постоянно заниматься наукой и публиковаться. Один из британских респондентов прокомментировал данную ситуацию так: «Чтобы быть преподавателем университета, вы должны быть суперзвездой!» В связи с процессом бюрократизации наблюдается все большее отчуждение между административными работниками и преподавательским составом. Преподаватели сами вынуждены выполнять работу секретарей, заполнять множество бумаг и отчетов в ущерб исследовательской деятельности. Во Франции многие также упомянули относительно низкую заработную плату.

Причинами выбора профессии ученого-преподавателя большая часть опрошенных в Великобритании назвала возможность постоянно самосовершенствоваться, а во Франции — возможность свободно исследовать. В качестве положительной стороны многие отмечали общение со студентами, гибкий график работы и возможность смены круга научных интересов.

Выявленные проблемы и преимущества трансформации европейской школы позволят российским вузам выработать собственную стратегию перестройки высшего образования. Проанализированные дефицитные навыки (научная коммуникация, позиционирование и продвижение результатов исследовательской деятельности и пр.) стали основой новых программ повышения квалификации сотрудников ТюмГУ и ТГУ.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.