Опубликовано 17 марта 2020, 21:00

Археологи выяснили, как люди на территории России пережили ледниковый период

© A. E. Dudin

Новый анализ, проведенный исследователями из Великобритании, России и США, показывает, что древние люди примерно 20 000 лет назад строили жилища из костей мамонтов, которые, возможно, помогли им пережить последнюю ледниковую эпоху. Своим открытием ученые поделились на страницах журнала Antiquity.

На территории Украины и западной части Русской равнины ученые нашли более 70 сооружений из костей животных, выполненных в форме кругов. До сих пор исследователи не до конца понимали их предназначение, происхождение самих костей, а также их возраст. Теперь группа археологов и палеонтологов проанализировала кости на одном из таких объектов и пришла к интересным выводам.

Оказалось, что большинство костей, найденных на исследуемом участке Русской равнины, принадлежат мамонтам. В общей сложности авторы откопали 51 нижнюю челюсть и 64 отдельных черепа мамонтов вблизи деревни Костенки. Все они были использованы для строительства стенок девятиметровой структуры и разбросаны в ее внутренней части. Также ученые нашли небольшое количество костей северного оленя, лошади, медведя, волка, рыжей лисы и песца.

Кроме того, арехологи впервые обнаружили остатки обуглившейся древесины и других мягких недревесных растительных материалов внутри этой структуры. Это показывает, что люди использовали древесину, а также кости в качестве топлива. Судя по находкам, сообщества людей, жившие в этом убежище, знали, где искать съедобные растения во время ледникового периода. Эти растения также могли использоваться для изготовления ядов, лекарств, веревок или тканей.

Исследователи нашли более 50 мелких обугленных семян — остатков растений, произраставших в этой местности, или пищи местных жителей. Все эти находки проливают свет на истинное назначение таких костяных сооружений. Древние люди могли использовать их для выживания в холода. Большая часть подобных жилищ в Европе была покинута к этому времени, но люди в исследуемой местности смогли приспособиться к погодным условиям, найти себе пропитание и выжить.