Место женщины — на рынке труда: за что вручили премию памяти Альфреда Нобеля по экономике
Учиться, учиться и еще раз не заработать
Сегодня многие слышали о том, что женщины реже добираются до высоких должностей, много зарабатывают и получают престижные научные награды. Интересно, что и премия памяти Альфреда Нобеля по экономическим наукам не стала исключением. До Голдин среди 92 лауреатов женщин было только две: Элинор Остром и Эстер Дюфло (которая, к тому же, стала самой молодой обладательницей этой награды).
Голдин проанализировала положение женщин на рынке труда за последние 200 лет и показала, что их доля не растет равномерно на протяжении всего этого времени: вместо этого график участия женщин в работе (исключая домашний труд) скорее выглядит как кривая, похожая на латинскую букву U. При этом с переходом от аграрного общества к индустриальному в начале XIX века участие замужних дам снизилось, а при росте объема сферы услуг — возросло. По мнению Голдин, последнее во многом произошло из-за изменения ожиданий от женщины в семье.
Для многих ученых такой график стал сюрпризом: мало кто брал в расчет, что хотя в XIX веке главной социальной ролью женщины считалась роль жены и матери, это само по себе не мешало им зарабатывать, к примеру, в сельском хозяйстве. Они работали в поле, делали ткани, плели кружево, шили и производили молочные продукты на дому, а затем продавали свой товар, но такие промыслы не всегда учитывались историками. Клаудия Голдин собрала в одну базу данных проведенные опросы о затратах времени, данные заводов о работниках, переписи населения и исследования 10 тысяч женщин во главе семей в Филадельфии в конце XIX века и доказала, что статистика в три раза занижала долю замужних американок, которые занимались оплачиваемой работой в 1890-е годы. Но с появлением фабрик и заводов стало сложнее совмещать работу и семью, поэтому многим замужним женщинам приходилось отказаться от заработка. Несмотря на то, что в некоторых штатах до 40% молодых девушек смогли найти работу на предприятиях, среди женщин в целом количество работниц в этот период резко упало.
В начале XX века 20% женщин работали за деньги, но среди замужних их доля была лишь 5%. Технический прогресс, из-за которого на многих должностях уже не требовалось прилагать столько физических усилий на работе, рост образования и появление новых профессий повышали спрос на женский труд. Но социальные стандарты и различные юридические препятствия никуда не делись. Иногда они были даже закреплены законодательно: так, во времена Великой депрессии в США существовал так называемый «профессиональный запрет на брак», при котором женщина, выйдя замуж, должна была покинуть пост учительницы или офисной работницы.
Скромные надежды и груз ожиданий
Важной темой для лауреатки стал и разрыв в заработке между женщинами и мужчинами. Исторически такое положение дел объяснялось тем, что мужчины больше учились и благодаря этому выбирали высокооплачиваемые профессии. Сложился стереотип, что если женщины не получают больше, то они в чем-то неполноценны, ведь формально все зависело только от них. Но в XX веке все больше женщин получали среднее и высшее образование, и в итоге в большинстве стран с высоким уровнем дохода их процент превзошел процент образованных мужчин. Но ни это, ни бурный экономический рост, ни увеличение числа работающих дам почти не влияли на разницу в зарплатах в 1930-1980-е годы.
Согласно исследованиям Голдин, одной из причин такого неравенства стало то, что решение об образовании и карьере мы часто принимаем в раннем возрасте, и на них во многом влияют ожидания общества и родителей. Если девочки опираются на опыт предыдущих поколений, где матери отказывались от карьеры, пока дети не вырастут, то профессиональное развитие дочерей будет идти медленнее.
Так, во второй половине прошлого века женщины все чаще получали возможность вернуться на работу, когда дети подрастут. Но их работа зависела от образования, полученного в юности, почти четверть века назад, когда никто не ожидал от женщин успешной карьеры. У американок, детство которых пришлось на пятидесятые, ролевой моделью были мамы-домохозяйки. Намного позже дочерям стало понятно, что они могли бы быть успешнее в профессии и долго оставаться в ней. Эти женщины в юности недооценивали, сколько смогут работать, не делали ставку на образование, и их ожидания не совпадали с реальностью до началы семидесятых годов. Соответственно, девушки семидесятых видели перед собой совсем другие возможности и уделяли больше времени учебе. Поэтому и по сей день сильная разница в заработках в зависимости от пола начинается после рождения первого ребенка — и прослеживается она даже в одинаковых профессиях и на аналогичных должностях. И только в годы распространения таблеток для контрацепции, с которыми женщины смогли намного сильнее влиять на решение о рождении ребенка, ситуация изменилась к лучшему. Так новые возможности планирования семьи помогли и в планировании карьеры (немного об этом мы уже рассказывали). В итоге процент женщин на оплачиваемой работе за прошлое столетие вырос в три раза.
Этот эффект, названный «эффектом материнства», частично объясняется требованиями современного рынка труда, где усредненный работодатель по умолчанию ожидает, что его сотрудник будет в постоянном доступе, а гибкий график на самом деле будет подчиняться только требованиям компании. Чаще всего матери тратят на уход за детьми значительно больше времени, чем отцы, а многие рабочие задачи не удается совместить с частичной занятостью или удаленкой. В угоду своей семье многие женщины сокращают рабочие часы, и это одна из причин, почему их карьерное развитие и зарплата страдает.
Ветер перемен
Благодаря работам Голдин стало ясно, что исправить разрыв в занятости и оплате труда одним способом повсюду не получится. Информировать, поддерживать образование, убирать институциональные запреты, конечно, важно, но если женские карьерные ожидания и уровень образования в вашем обществе уже соответствуют мужским, только от этих действий прорыва не произойдет. Эти меры больше помогли бы в странах, где мало женщин оканчивают хотя бы школу, не то что средне-специальные или высшие учебные заведения.
А вот в странах, где образованных женщин уже много, нужно финансировать программы и меры, которые помогут им вернуться к работе после рождения детей (как один из вариантов — продлевать действие гранта, если глава коллектива ушла в декрет), или же предоставят им возможность совмещать карьеру и семью. Кроме того, работы Клаудии Голдин и ее коллег показали нам, что изменения могут происходить за относительно короткий период времени — всего лишь за десятилетия. Даже если в статистике поначалу не заметны другие модели поведения, они могут резко проявиться, когда новое поколение женщин достигнет средних лет и повлияет на выбор своих дочерей.
«Понимание роли женщин на рынке труда важно для общества. Благодаря революционным исследованиям Клаудии Голдин мы сейчас знаем намного больше о факторах, которые за этим стоят, и о барьерах, которые в будущем предстоит преодолеть», — заключил Якоб Свенсон, глава комитета Премии.