Опубликовано 26 марта 2019, 12:09

В Китае обнаружено гигантское среднекембрийское скопление ископаемых

Окаменелые останки обнаруженные в Китае

© Ao Sun

Международная группа ученых нашла на юге Китая место с самым большим количеством окаменелостей. Тысячи видов до сих пор не были известны науке. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Около 542 миллионов лет назад неожиданно возросло богатство биологических форм: хищные панцирные трилобиты, плотоядные «ужасные креветки», гусеницеобразные галлюцигении с длинными спинными шипами, пятиглазые опабинии, миниатюрные дикобразоподобные виваксии и прочие. Начиная с кембрия отложения просто пестрят разнообразными причудливыми видами, и этот феномен получил название «кембрийский взрыв».

В 1909 году в горном массиве на западе Канады были открыты среднекембрийские глинистые сланцы Берджес возрастом в 508 миллионов лет. На тот момент они составили самое обильное место палеонтологических находок в мире.

В 2007 Синлян Чжан во время экспедиции на берег китайской реки Даньшуй присел пообедать на омываемые водой камни. Так в этих камнях было распознано богатейшее место находок окаменелых останков живых организмов, обитавших в этой местности 518 миллионов лет назад. На сегодняшний день исследователи во главе с палеонтологом Дунцзин Фу из Северо-западного университета в Сиане уже собрали на новом месте 4 351 образец, представляющий 101 разный таксон. Примерно с 53% из них палеонтология ранее не сталкивалась.

Останки включают в себя ряд доисторических животных от кораллов и губок до медуз и крошечных грязевых драконов. Они так хорошо сохранились, что можно наблюдать мышцы, кишечники, глаза и рты. Превосходное состояние окаменелостей Цинцзяна раскрывает детальные морфологические особенности жителей кембрийских морей. А в отличие от других месторождений этого периода фауна Цинцзяна содержит самое большое количество медуз и гребневиков. Эти виды крайне редки в других местах, потому что мягкотелые организмы, как правило, не сохраняются в отложениях. Вероятность их превращения в окаменелость просто ничтожна.

«Не так просто разгадать эволюционные взаимосвязи существ, проживавших 500 миллионов лет назад, — комментирует Элиссон Дейли, сотрудница Университета Лозанны и соавтор исследования. — Хотя эти доисторические группы давно разошлись друг с другом, новый сайт палеонтологических открытий может помочь заполнить пробел в наших знаниях».

Отличительные аспекты биоты Цинцзян могут существенно помочь нам понять раннюю эволюцию животных.