Опубликовано 17 декабря 2020, 20:30
3 мин.

Мумии бабуинов пролили свет на таинственного торгового партнера древних египтян

© Richard Barnes/Nat Geo

На основе изучения хранящихся в музеях мумий бабуинов американские ученые выяснили, что многие из них были родом с южного побережья Красного моря. Эти данные открывают новые возможности для обнаружения древней страны Пунт, которая была поставщиком бабуинов в Египет, и раскрывают некоторые особенности того, как зарождалась международная торговля. Исследование опубликовано в журнале eLife.

Мир для древних египтян не ограничивался исключительно долиной реки Нил и ближайшими территориями. Они также торговали с другими странами, отправляя в них свои караваны по суше или воде. Одним из таких торговых партнеров Древнего Египта был Пунт. Первая известная экспедиция туда произошла при фараоне Сахуре, правившем приблизительно в 2487–2475 годах до н. э. С тех пор египтяне регулярно торговали с Пунтом. Эта страна была для них важным источником предметов роскоши, таких как благовония, золото, шкуры леопардов и живые бабуины. Однако точное местоположение Пунта до сих пор остается неизвестным. Историки знают только то, что он должен быть где-то в южной части Красного моря в Африке или на Аравийском полуострове.

«Морское сообщение на дальние расстояния между Египтом и Пунтом, двумя суверенными образованиями, было важной вехой в истории человечества, поскольку оно стимулировало развитие морских технологий. Торговля экзотическими предметами роскоши, включая бабуинов, была двигателем первых морских инноваций. Многие ученые рассматривают торговлю между Египтом и Пунтом как первый длинный морской шаг в торговой сети, известной как дорога специй, которая будет формировать геополитические состояния на протяжении тысячелетий. Другие ученые выражаются проще, описывая отношения Египта и Пунта как начало экономической глобализации. Бабуины занимали центральное место в этой торговле, поэтому могут сыграть важную роль в определении местоположения Пунта. Более 150 лет Пунт был географической загадкой. Наш анализ является первым, показывающим, как мумифицированные бабуины могут быть использованы в этой непрекращающейся дискуссии», — рассказал ведущий автор исследования, профессор Дартмутского колледжа Натаниэль Домини.

Интерес египтян к экспорту бабуинов из Пунта объясняется тем, что этих животных крайне почитали и даже обожествляли. Их изображали в настенных росписях и мумифицировали. Последний факт и позволил ученым провести исследование. Они использовали останки мумифицированных бабуинов периода Нового царства (1550–1069 гг. до н. э.) и эпохи Птолемеев (305–30 гг. до н. э.), хранящиеся в британских музеях. Кроме того, ученые исследовали ткани 155 бабуинов из 77 мест в Восточной Африке и на юге Аравии, включая все предполагаемые места расположения Пунта. Они изучили изотопный состав кислорода и стронция, а также применили метод изотопного картирования. Так они смогли определить географическое происхождение образцов.

Полученные данные позволили ученым сделать вывод, что исследуемые бабуины были привезены в Египет из современных Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали и Йемена. Это вносит новые данные в поиск Пунта. Кроме того, по словам ученых, это подтверждает удивительную дальность расстояний, на которую путешествовали древнеегипетские мореплаватели. Также исследователи обнаружили, что уровень стронция у некоторых из бабуинов эпохи Птолемеев свидетельствует о том, что они родились и выросли в Египте. Это может быть доказательством того, что египтяне не только экспортировали, но и сами разводили животных.

Ученые отмечают, что предполагаемое местоположение Пунта все еще условно, но роль, которую бабуины играли в торговой сети Красного моря, и их географическое распространение очень важны для понимания исторических истоков международной морской торговли.