Опубликовано 12 сентября 2017, 21:02

Наука по-вестеросски: репортаж с конференции по вселенной «Игры престолов»

Как ученые обсуждали самый популярный сериал современности
Наука по-вестеросски: репортаж с конференции по вселенной «Игры престолов»

© HBO/Global Look Press/Indicator.Ru

В Москве прошла первая российская научно-популярная конференция по «Игре престолов» под говорящим названием «Зима близко». Организовал это мероприятие историк Роман Шляхтин при содействии благотворительного фонда «Предание», Агентства исторических проектов «Ратобор» и Библиотеке имени А.П. Боголюбова. Историки, религиоведы, психологи и биологи обсудили, почему мир Вестероса переживает апокалипсис, какие психотипы Юнга встречаются в сериале и кому из героев не грозит смерть. Что из этого получилось, читайте в репортаже Indicator.Ru. Будьте осторожны, в тексте есть спойлеры к седьмому сезону!

Как карлик и евнух пытались создать современное государство

Историк Александр Марей в своем докладе рассказал о предпосылках создания в Вестеросе современного государства, причиной которых стала деятельность Тириона Ланнистера, Вариса и Петира Бейлиша. По мнению Марея, Джордж Мартин подходит к созданию этого мира с огромным багажом политической философии, однако изображает мир без государства. Мартин конструирует поздний феодальный мир.

Фантаст сконструировал трехсословное общество (рыцари, священство и остальные), в котором нет чиновничьего аппарата, а страна управляется «по доверенности от короны». Сам король оказывается результатом согласия элит (исключение — Таргариены времен завоевания Семи королевств). Основными социальными связями во вселенной «Игры престолов» оказываются дружба, любовь и верность.

Социальная реальность изменяется по большей части при помощи военной силы и политики изменчивых союзов среди элиты. Марей обозначает трех персонажей из протагонистов, не соответствующих стандартам: Тирион, Варис, Бейлиш. Основная риторика сериала, по мнению докладчика, сосредоточена между войной, честью, верностью и их антитезой: миром, безопасностью, эффективностью.

Тирион и Варис

Тирион и Варис

«Тот, кто знает зачем, выдержит любое как»

Мир, сотворенный Джорджем Мартином, полон жестокости и насилия. Уже в первой серии «Игры престолов» мы узнаем, что «свадьба считается скучной, если на ней не было трех убийств», а десятилетнему мальчику приходится наблюдать за казнью дезертиров. Все это, в свою очередь, поставило перед кризисным психологом Светланой Яблонской проблемный вопрос: что можно считать травмой в мире, где смерть и насилие — это часть обыденности? И как герои справляются с полученной травмой?

Король Джоффри Баратеон

Король Джоффри Баратеон

Отвечая на вопросы, докладчица привела в пример эпизод из 7 сезона сериала, когда «отряд самоубийц» под руководством Джона Сноу выходит за Стену, чтобы поймать мертвеца. Разговор заходит о нытье. Молодой человек жалуется, что его сначала продали, а потом чуть не убили. Однако другие персонажи возражают ему: «Так не убили же! Берика вон шесть раз убивали, а он молчит». По мнению Яблонской, приведенный диалог хорошо резюмирует отношение к травме во вселенной «Игры престолов». Настоящая травма в этом мире — это неспособность реализовать свои ценности (семейные или личные), найти «зачем», ради которого можно преодолеть любое «как». Преодолеть для героя травму — значит найти смысл, зачем жить дальше, несмотря ни на что.

Яблонская замечает, что такой смысл находят для себя почти все герои за исключением Томмена Баратеона. У юного короля забирают все, что он любил, а именно мать и жену, и он кончает с собой.

Юный король Томмен Баратеон

Юный король Томмен Баратеон

Отдельно Яблонская остановилась на Серсее Ланнистер: «Многих интересует, как Серсея переживает инцест. Думаю, что никак». Дело в том, что превыше всего для одной из главных отрицательных героинь ценности семьи и власти, а инцест у нее включен в ценности семьи. Не стоит упускать из внимания, что и отец Серсеи Тайвин был женат на своей кузине. После гибели детей для Серсеи становится актуальной ценность мести, но с внезапной беременностью она отходит на второй план. Как характер героини будет развиваться дальше, мы увидим в восьмом сезоне.

Другой психолог, Ольга Гаврилова, рассказала, как проявляется описанный Юнгом архетип божественного ребенка в сериале и почему за жизнь Джона Сноу можно больше не опасаться (но это не точно).

У Юнга символ божественного ребенка возникает как первенец нового поколения. В мифах, сказках он обнаруживается в двусмысленном облике, например, «мальчика-с пальчика» или карлика. Психолог считал, что этот архетип существует во всех культурах и проявляется с самых древних времен, он всегда сопровождается мотивом тайны, заброшенности.

Серсея Ланнистер

Серсея Ланнистер

В сериале мотив божественного ребенка воплощает Джон Сноу. Этот мотив сопровождает сюжетную линию героя с появления героя в сериале. Лишь в последней серии зритель наконец выясняет тайну рождения любимого героя. У Джона Сноу мотив божественного ребенка тесно связан с мотивом героя. В какой-то момент он перестает быть ребенком и становится героем. Происходит это через мотив служения. Сноу уходит служить в ночной дозор и переходит в архетип героя.

Божественное дитя преодолевает препятствия, но в конце концов его что-то губит, чаще всего измена. Так и Сноу погибает из-за предательства, но затем воскресает. По мнению Гавриловой, здесь можно увидеть параллель с Иисусом Христом, которого Юнг считал божественным ребенком. Воскреснув, божественный ребенок не может второй раз умереть, поэтому за жизнь Джона Сноу можно не опасаться.

Или все же стоит опасаться? Когда Джон узнает тайну своего рождения, он обретает сам себя, поэтому теперь с ним, увы, может случиться что угодно.

Другая героиня, Дейенерис Таргариен, воплощает архетип матери, однако мать не может быть без детей. Скорее всего, в следующем сезоне у нее и Джона будут дети. Раньше бастард Джон Сноу не хотел давать жизнь детям, однако теперь он обрел себя.

Однако Сноу не единственный божественный ребенок в сериале. Тирион Ланнистер олицетворяет классическую ситуацию из сказок с карликом или же мальчиком-с-пальчиком. В силу своей физиологии Тирион никогда не перестанет быть ребенком. Тирион выигрывает за счет ума, смекалки. Можно считать, что Тирион как олицетворение архетипа божественного ребенка останется и в следующих сезонах живым.

Чем накормить дракона

Биолог Антон Захаров проанализировал физиологию дракона. Сколько килокалорий нужно было съедать в день дракону для пропитания и чем нужно было его кормить? Лично меня поразило то, что дракону, для того чтобы дышать огнем, скорее всего, нужно было быть травоядным.

По мнению Захарова, существуют животные, которые выделяют очень много метана, а он в свою очередь горюч (горит в газовых плитах). Такими животными являются, например, коровы. Можно представить, как из пасти под давлением выводится метан. Чтобы поджечь газ, можно использовать искрящие минералы типа пирита либо вещества, воспламеняющиеся при контакте с воздухом. Если на свете существуют организмы, способные их вырабатывать, значит, и дракон сможет. Однако для производства метана необходимо перерабатывать большое количество растительности, а значит, дракону придется либо обзаводиться вторым кишечником, либо... питаться травой.

Апокалипсис сегодня

Именно так можно сформулировать лейтмотив доклада историка Артемия Стрелецкого. Мир «Игры престолов» переживает свой конец света здесь и сейчас.

В начале сериала перед зрителем открывается «современный» мир, где на смену религии пришла наука, а ее воплощением, по мнению Стрелецкого, стала Серсея Ланнистер. Правая рука Серсеи, Квиберн, после научных экспериментов в лаборатории реанимирует Григора Клигана, изобретает скорпион — первое в мире Вестероса орудие ПВО. Более того, никто из героев больше не уповает на помощь богов, а Серсея и вовсе сжигает с помощью дикого огня главный центр веры — Великую септу Бейлора.

Дракон — оружие массового поражения в мире Вестероса

Дракон — оружие массового поражения в мире Вестероса

Однако, по мнению докладчика, вместе с зимой наступает средневековье и апокалипсис. Рождаются считавшиеся умершими драконы, спустя тысячи лет вновь появляются белые ходоки. Конец света продолжается на протяжении семи сезонов, но герои стараются его не замечать. В самой первой серии Эддард Старк казнит дезертира, не веря его рассказам о белых ходоках. В последнем сезоне Серсея, даже увидев мертвеца, не торопится поддерживать Джона Сноу в войне с ходоками.

Любопытно и страшно звучит замечание Стрелецкого о том, что Мартин описывает в своих книгах современный нам мир. Так, по мнению Стрелецкого, белые ходоки, сотворенные детьми леса, но не имеющие мотивации, представляют некое слияние техники и природы в нашей реальности. По мнению докладчика, зло в мире Мартина — это все то, что не имеет мотивации. «В современном мире техногенного развития и экологических катастроф главным врагом становится техника и природа, с которой человек не можем совладать. Поскольку белые ходоки лишены мотивации (по крайней мере, пока мы о ней ничего не знаем), они могут олицетворять слияние технологий и природы, потенциально опасные для современных людей, но «одетые» в средневековые одежды.

Об этих средневековых рыцарских одеждах и причинах возникновения рыцарства в Вестеросе рассуждает историк Владимир Костырев. Рыцарь — это тяжеловооруженный всадник и носитель определенной идеологии, рыцарского кодекса чести. Европейский тяжеловооруженный всадник появляется во второй половине 1 тыс. н. э. у кочевых народов (гунны, авары). При этом вооружение рыцаря таково, что он с разгона своим копьем пронзил бы насквозь дракона. «Армия Вестероса научилась бы убивать драконов довольно быстро. Мартин специально их делает такими невероятными, что дает им шанс на существование», — считает Владимир Костырев.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.