Опубликовано 29 апреля 2019, 12:14

Неандертальцы могли изготавливать украшения из когтей и перьев беркутов

Реконструкция внешности неандертальца

© Миланский Музей естественной истории

Неандертальцы охотились на беркутов около 130 000 лет назад. Эти древние люди впоследствии вымерли, а их тактика охоты, вероятно, досталась предкам современного человека. Об исследовании ученые рассказывают на страницах журнала Quaternary Science Reviews.

Длиной до 93 см и с размахом крыльев до 240 см, беркут (Aquila chrysaetos) — самый крупный представитель хищного рода орлов. Затылок и шея птицы покрыты золотистыми перьями, за что виду дали название Золотой орел. Великолепие, размеры и окраска заслужили беркуту место в мифах и религиозных обрядах по всему миру. Шаманы алтайских народов украшали символами и перьями церемониальное облачение. Индейцы изготавливали национальные головные уборы и применяли их в религиозных церемониях. Древние греки ассоциировали эту птицу с верховным богом неба, грома и молний — Зевсом. Образ беркута упоминается даже в Ветхом завете.

Группа ученых в поисках останков беркута в поселениях неандертальцев исследовала 154 научных архива археологических отчетов. Скальные голуби и вороны встречались чаще остальных птиц, останки беркутов присутствовали в 26 местах стоянок. Следы порезов вдоль костей крыла — там, где у птиц мало мяса, — предполагают, что неандертальцы осторожно извлекали перья. Дополнительные порезы на ногах дают основания считать, что когти также служили религиозным или культурным целям.

Неандертальские украшения из останков золотого орла до сих пор не были обнаружены, однако в 2015 году антропологи сообщили о находке неандертальского украшения с когтями орлана-белохвоста. Неандертальцы изготавливали украшения из крупных хищников в Евразии за тысячи лет до того, как предки современных людей мигрировали на этот континент из Африки. Авторы предполагают, что наши предки могли перенять эту практику, наблюдая за неандертальскими соседями.