Опубликовано 29 декабря 2020, 18:31

50 тысяч часов в Zoom за две недели: образовательные итоги «Архипелага 20.35»

Можно ли дистанционно обучить создавать искусственный интеллект
50 тысяч часов в Zoom за две недели: образовательные итоги «Архипелага 20.35»

© «Архипелаг 20.35»

Больше 16 тысяч человек получили доступ к образовательной программе интенсива по технологиям искусственного интеллекта «Архипелаг 20.35», проведенного Платформой НТИ и Университетом «20.35». Активными участниками образовательно-акселерационной программы стали около трех с половиной тысяч человек. Как организаторам удалось их всех мотивировать, вести и оценивать – в материале Indicator.Ru.

«Мы, как и другие университеты по всему миру, в этом году столкнулись с необходимостью быстрого перехода в онлайн. Цифровая среда помогла не только сохранить идею самого интенсива, высокой нагрузки, глубокой погруженности людей и большого числа социальных связей внутри, но и сняла многие территориальные и иные барьеры. Для определенных типов коммуникации и обучения онлайн-вариант оказался даже эффективнее, хотя и общий дизайн цифрового интенсива требует серьезной адаптации, и не все наработанные практики очных интенсивов реализуемы в цифровой среде», — отмечает советник генерального директора Университета 20.35 Василий Третьяков.

Задачей «Архипелага» было развить компетенции нынешних и будущих участников технологических проектов в области ИИ и параллельно помочь действующим проектам перейти на новую стадию развития, найти партнеров и инвесторов. На интенсиве неожиданно произошла синергия этих двух направлений. Большинство участников входили в команды проектов и на мастер-классах, в лабораториях и тем более на командных встречах с экспертами искали не знаний вообще, а ответов на конкретные вопросы развития своей разработки. Взаимодействие экспертов и команд было адресным, и это помогло снять характерные для цифровой среды барьеры низкой вовлеченности и быстрой потери мотивации. Это преимущество проектных форматов, считает Третьяков, вузам стоит взять на заметку.

Другая особенность интенсива — его масштаб. Образовательный контент для многочисленных мастер-классов и других мероприятий, как и для курсов подготовительной программы, готовили 27 российских вузов с компетенциями в области ИИ. С командами работали 15 акселераторов, а на питч-сессиях и на индивидуальных встречах команды могли пообщаться с экспертами примерно из 100 компаний-партнеров. Интенсив продолжался две недели, территориальные ограничения онлайн-формат отменил, и у проектов было гораздо больше шансов встретиться с нужными экспертами. С другой стороны, на «Архипелаге 20.35» были и индивидуальные участники. Около двух тысяч из них в принципе впервые начали изучать технологии ИИ. Для них взаимодействие с экспертами было не так актуально, и все сложности онлайн-обучения в их случае проявились сильнее. В то же время онлайн дал им больше возможностей самоопределения, чем удалось бы получить на оффлайн-интенсиве — больше прослушанных питчей команд, больше мастер-классов, больше понимания того, как развиваться дальше. Эти участники сохраняют связь с экосистемой Университета 20.35, а значит, при желании могут присоединяться к другим образовательным или проектным активностям.

Основными участниками «Архипелага 20.35» были все-таки более опытные специалисты, уже включенные в команды проектов, и их траектории на платформе Университета 20.35 были связаны с прогрессом их команд. Ключевым инструментом акселерационной программы стал каталог проектов. Он объединяет структурированные страницы команд — витрины каждого проекта — и их общую базу. С каталогом был связан таск-менеджер, где отражались все поставленные перед командой в акселераторе задачи. Например, эксперт рекомендовал проекту обновить бизнес-модель, разработать новый инструмент продвижения, обдумать новые целевые аудитории. Выполненные (и проверенные в акселераторе) задачи составляли визуальный профиль каждой команды. С его помощью можно было увидеть, по каким направлениям команда работала на интенсиве продуктивнее всего.

Кроме профилей команд, отслеживание прогресса обеспечивал ряд дашбордов. Ключевой из них — таблица с рейтингом команд. Она обновлялась каждый вечер, и изменения помогали командам понять, что важно сделать завтра. Проект мог получить баллы из четырех источников. Первые оценки формировались при отборе команд на интенсив, в ходе подготовительной программы. Третьи — за счет «зеленых карточек» экспертов, выданных проекту на индивидуальных встречах. Такой карточкой эксперт показывал, что высоко оценивает проект и верит в него. И в финальную категорию баллы добавлялись за «серебряные карточки» на питч-сессиях, где команды представляли свои проработанные на «Архипелаге 20.35» идеи представителям разных компаний. Последний раз таблица обновилась вечером 20 ноября, и первые 100 команд из рейтинга стали участниками финала интенсива 21 ноября.

Таблица лидеров была основным сервисом для оценки вовлеченности команд, но позволяла и влиять на их активность. Мотивировать участников «Архипелага 20.35» организаторы могли несколькими способами. Первый, уже традиционный для интенсивов в формате «Остров», — рекомендательная система, которая подбирает каждому участнику мероприятия на завтрашний день. Второй, традиционный в техническом смысле, — личный контакт с отстающими командами. Если участники проекта не записываются на встречи с экспертами, не работают в акселераторе и не получают никаких баллов, им можно позвонить и просто спросить, в чем дело. Некоторым это помогало втянуться в процесс. И третий, отработанный именно на интенсиве, — управление активностью команд за счет самих правил «Архипелага 20.35». Без таких правил было бы невозможно управлять онлайн-пространством на три тысячи человек и десять тысяч мероприятий. Онлайн-среда позволила регулировать их соблюдение довольно жестко. Например, команда получала право встретиться с экспертом на питч-сессии только при условии, что решала задачи в рамках акселерационной программы. Или могла выступить на питч-сессии одного из треков только при условии, что прошла профильную лабораторию трека. В Zoom нельзя было подкараулить эксперта на кофе-брейке или пробраться на сессию «зайцем» — участники либо получали ссылку на встречу, либо нет. Но с другой стороны, любой сбой системы в части выдачи ссылок — и участники не смогут встретиться с преподавателем никаким образом.

Из 3702 участников интенсива около двух тысяч впервые занялись проектами искусственного интеллекта на «Архипелаге 20.35», а более 1600 (эти группы, естественно, пересекаются) впервые присоединились к проектам системы НТИ. За счет этих участников пласт людей, готовых заниматься проектами в сфере ИИ в России, вырос. Теперь задача Университета 20.35 — предоставлять им новые возможности для наращивания компетенций, чтобы эти участники не «потерялись», а нашли себя в исследовательской деятельности, в работе по найму в технологических компаниях, в предпринимательстве.

На интенсиве Университет 20.35 и Платформа НТИ ближе продвинулись к управлению образовательной средой на основе данных. Некоторые инструменты заработали на самом интенсиве. Например, отслеживание вовлеченности участников на образовательных треках — сколько человек заинтересовались мероприятием, сколько записались, сколько действительно подключились, сколько прослушали до конца, сколько задач по результатам поставили себе команды, как повлияло содержание занятий на проекты — помогло экспертам настраивать содержание своих мастер-классов, принимать решение о построении самых востребованных и результативных мероприятий. Конечно, анализ этих данных продолжился и после «Архипелага 20.35», что позволит к следующему мероприятию повысить точность систем рекомендаций и сделать управление на основе данных еще более эффективным.

Другое направление анализа — тепловые карты проектов в разных сечениях. Проекты отличаются или совпадают по технологиям и платформам, которые они используют, по рынкам, с которыми работают. Можно теперь оценить, например, сколько проектов в рынке НТИ TechNet используют платформу AI Cloud; в каких рынках НТИ больше готовых продуктов ИИ; какие методы машинного обучения используются на них чаще всего. А еще дать рекомендации проектам по обмену опытом или взаимодействию друг с другом.

Есть и еще один набор данных, методы анализа к которым организаторы все еще подбирают. Благодаря онлайн-формату удалось впервые собрать аудиозаписи всех мероприятий интенсива, всего, что говорили участники и преподаватели. Причем записи разделены средствами самого Zoom на персональные аудиодорожки каждого человека (а не перемешаны, как при записи с микрофона на офлайн-мероприятии). Этот материал открывает возможность оценить на новом уровне, как полученные знания, навыки и накопленные контакты влияют на содержание работы участников со своими проектами. Цель максимум на следующие интенсивы — разработать систему, способную обрабатывать такие данные в реальном времени, чтобы выдавать каждому участнику и эксперту максимально точные рекомендации.

Следующие «Архипелаги 20.35» обязательно будут. Логичным, говорит ректор Университета 20.35 Нина Яныкина, представляется провести аналогичные интенсивы по другим сквозным технологиям Национальной технологической инициативы. Очевидно, что среди них тоже есть области, которым нужен взрывной рост компетенций. И такой рост возможен, когда достигается максимальная концентрация человеческого капитала, когда объединяются в едином пространстве, пусть цифровом, десятки вузов, сотни компаний, тысячи экспертов, инженеров и предпринимателей. «Архипелаг» доказал, что именно за такими высоко насыщенными средами, поддерживаемыми цифровыми сервисами, будущее развития человека.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.