Ольга Васильева: «Мы кого сейчас готовим? Управленцев с утра до ночи?»
Возможно ли образование без науки, почему нужно возвращать индивидуальное обучение, зачем открывать в регионах школы РАН, во сколько это обойдется и как бороться с переизбытком управленцев, в своем выступлении на Российском инвестиционном форуме рассказала министр просвещения Ольга Васильева.
В рамках Российского инвестиционного форума Ольга Васильева, Александр Сергеев и Владимир Узун (глава группы компаний «Просвещение») заявили, что собираются создать 110 школ РАН в 32 регионах России. По информации Indicator.Ru, сумма вложений в проект составит более миллиарда рублей, половину из которых обеспечит издательство «Просвещение».
В ходе сессии «Государство и бизнес для современной школы: новые возможности взаимодействия в рамках национального проекта "Образование"» на Российском инвестиционном форуме в Сочи Ольга Васильева выступила с ярким эмоциональным выступлением, стенограмму которого публикует Indicator.Ru.
«Сегодня без науки ничего нельзя сделать — получится полная ерунда. Мы сейчас полтора часа разговаривали про технологии, интеллект. Я уже объяснила, что корни этого — в российской, советской истории. Тимофеев-Ресовский, Анохин. Поднимите руки, кто эти фамилии знает. 5-7 человек, молодцы… Начало их исследований — 1926 год и позже… А сейчас мы все напрочь менеджеры-управленцы. Что ж, замечательно. Это механизм. Это то, о чем, говорил Владимир Александрович (Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, — прим. Indicator.Ru), — это люди, которые выполняют определенные функции.
Но если не будет фундаментальной прикладной науки, вы можете хоть разбиться здесь все. Сейчас я страшно рада, что полтора часа нашего драгоценного времени потратил академик, президент Академии наук, Александр Михайлович Сергеев, который может рассказать, что было сделано за последние 15 лет, в том числе в области фундаментальной науки, и что было сделано в недавнем прошлом, начиная с 30-ых годов ХХ столетия. И что мы сделали для всего человечества. И как в последнее время, начиная где-то с 1972 года, распределяются Нобелевские премии, и какая страна по Нобелевским премиям лидирует, и какова политическая ситуация в этом вопросе.
Почему я это говорю? Потому что без науки… Строим школу — наука, оснащаем ее — наука, педагогика – наука, психология – наука, математика — наука. У нас с 1934 года в советское время ни один учебник не писался без редакционный коллегии под руководством академика. Не "сам пишу и сам читаю, сам шлепаю и продаю" — во главе редакционного коллектива были академики. Сейчас мы хотим сделать то же самое. И когда Александр Михайлович (Александр Сергеев, президент РАН, — прим. Indicator.Ru) ко мне обратился… Это была его давняя мечта, и она совпала с моей — сделать школы РАН в тех 32 регионах, которым они нужны на сегодняшний день. Сегодня страна нуждается в 10 тыс. ученых ежегодно.
Теперь по поводу индивидуального обучения. Владимир Александрович, вспомните, пожалуйста, недавнее прошлое — научные студенческие общества. Это же те самые "траектории". Что у нас сейчас, в замечательных вузах Российской Федерации? У нас лекции сократились до скольки процентов? Все остальное – это практические задания. О чем? Куда? Научно-студенческих обществ практически не существует. Насколько уменьшились лабораторные работы? Возникает вопрос – мы кого сейчас готовим? Управленцев с утра до ночи? Я никогда не забуду, когда два или три года назад у нас в РАНХиГС… Почему у нас? Потому что я проработала там 14 лет. Так вот, в РАНХиГС пришло юное шестнадцатилетнее создание. "Кем ты хочешь быть?", — спрашивают. "Чиновником, управленцем", — говорит юное создание. Понимаете, не ученым, не космонавтом, не пожарником. А управленцем».
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.