Гуманитарные науки

Опираться на новую информацию важно и для интернета, и для реальной жизни

Студенты во время тестирования

Татьяна Марцинковская.

Директор института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета профессор Татьяна Марцинковская установила связь между уровнем психологического благополучия молодых людей и тем, как они предпочитают принимать решения. Те, кто готов опираться не только на усвоенные социальные нормы, но и на новую информацию, чаще чувствуют себя уверенно и в интернете, и в реальной жизни. Работа опубликована в журнале «Консультативная психология и психотерапия». Исследование проводится при поддержке Российского научного фонда.

Развитие интернета и других цифровых технологий сильно повлияло на отношения в современных семьях. Сегодня подростки, их старшие братья и сестры, родители, бабушки и дедушки живут в разных информационных пространствах: кто-то доверяет новостям из социальных сетей, кто-то смотрит телевизор, читает газеты или слушает радио. Молодые люди взрослеют и набираются социального опыта не столько в реальном, сколько в виртуальном пространстве. Однако два этих мира похожи, потому что для современного общества характерно переходное состояние: постоянно изменяются ценности, стили общения, информационные потоки и технологическое окружение людей. Причем перемены происходят не кардинально и быстро (тогда они воспринимались бы как кризис, который можно пережить), а постепенно и медленно, без остановки.

Доктор психологических наук Татьяна Марцинковская исследовала факторы, которые помогают современным молодым людям преодолевать психологический дискомфорт и напряженность как в виртуальном, так и в постоянно меняющемся реальном мире. Она предположила, что психологическое благополучие может быть связано со стилем информационной идентичности. Так называют характерное для человека отношение к значимой для него информации в ситуации, когда необходимо принять решение. Всего выделяют три стиля информационной идентичности. Человек с нормативным стилем предпочитает не искать новую информацию, а действовать в соответствии с традициями и социальными нормами; для информационного стиля характерно стремление получить максимум данных для самостоятельного решения; при диффузном стиле человек может склониться в любую сторону в зависимости от ситуации.

Чтобы подтвердить или опровергнуть связь стиля информационной идентичности с психологическим благополучием, исследователь привлекла 140 студентов в возрасте от 18 лет до 21 года. Первым шагом стало интервью с участниками, чтобы выяснить, насколько изменчивой и переходной они сами считают свою жизненную ситуацию. Затем студенты прошли диагностику стиля информационной идентичности и психологического благополучия (тест К. Рифф), причем последний проводился дважды — в оффлайн- и онлайн-формате. Он позволяет оценить состояние респондента по шести критериям: насколько человека удовлетворяют его отношения с окружающими, сильно ли он зависит от мнений других людей, ощущает ли он личностный рост и стремление к развитию, чувствует ли контроль над обстоятельствами своей жизни, имеет ли жизненные цели, доволен ли собой.

По результатам всех тестов наиболее высокие показатели психологического благополучия наблюдались у студентов с информационным стилем идентичности. Они получили более высокие баллы как онлайн, так и вне сети. Это подтвердило, что справляться с постоянными изменениями в реальной и виртуальной среде молодым людям помогают похожие механизмы. При этом постоянная прозрачность виртуального пространства и его присутствие даже в реальном общении, известное как фаббинг (ситуация, когда собеседник постоянно отвлекается от разговора на смартфон), наиболее негативно влияют на тех, кто склонен к нормативному стилю идентичности. Таких в исследовании оказалось больше половины. Этот стиль ограничивает способности к принятию решений в меняющейся ситуации и к переоценке информации. Вероятно, именно низкая готовность к переменам снижает психологическое благополучие студентов с нормативным стилем идентичности и в интернете, и в реальной жизни.

«Перспективы, связанные с расширением цифровой информационной социализации, во многом компенсируют возникающие при этом проблемы, — отмечает Татьяна Марцинковская. — Ее позитивные стороны связаны с расширением картины мира, получением нового опыта, что ведет к развитию интеллектуальной и социальной активности, помогает лучше увидеть и понять мир. Это увеличивает толерантность к другим людям и снижает боязнь неопределенности, так как повышает готовность к переменам».

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.