«Мы находимся в моменте возвращения к истокам»
Что такое вторая цифровая профессия, почему нельзя отказываться от традиционных методов обучения, каким будет образование будущего, и при чем здесь теория этногенеза? Об этом в интервью журналистам на открытии образовательного интенсива «Остров 10-22» рассказали первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников, специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, генеральный директор РВК Александр Повалко и ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов.
– Как будет строиться работа участников интенсива и представителей бизнеса? Как они будут представлять свои проекты, идеи, разработки и пробовать внедрять их в реальный мир?
Григорий Трубников: Мы хотим в рамках «Острова» сделать модуль, посвященный обсуждению создания научно-образовательных центров. У нас будет пятидневная программа, на которой мы будем каждый день разбирать по косточкам несколько десятков команд молодых НОЦ с разных сторон – финансовой, правовой, с точки зрения инноваций, взаимодействия с компаниями. Что бизнесу нужно от НОЦ, какие мотивы, какие стимулы нужно создать индустриальным партнерам? Что нужно регионам? Преобразование только университета, сферы образования в субъекте, или же в принципе менять все?
И, наконец, главный вопрос – что такое «мировой уровень», на котором должны работать НОЦ? На протяжении пяти дней мы с командами регионов, с командами ведущих университетов, с представителями крупного бизнеса будем подробно все это разбирать. Затем будет защита программ развития команд. Я надеюсь, что после представления программ, месяца через два-три, мы уже встретились бы на площадке одного из крупных форумов и уже представляли бы программу для одобрения.
я выбрал вместо рекламы.
— Через какое время мы увидим результат заложенных здесь идей? Каков масштаб? Недели, месяцы, может, годы?
Дмитрий Песков: 22 июля каждая команда покажет свои результаты, которые, в конечном счете, заключаются во взаимодействии с другими командами. У каждого ректора есть личный кабинет, в котором он ведет список заключенных соглашений, открытых образовательных программ, привлеченного финансирования, открытия того или иного учебного курса. Каждый университет сможет за время «Острова» заключить до 100 соглашений. Соответственно, 100 вы умножаете на 100 и получаете десять тысяч соглашений как предельную мощность договоренностей, которые могут быть достигнуты на «Острове».
У нас нет времени ждать месяц, год, еще сколько-то. Поэтому вся среда интенсива является не только учебной, но еще и проектной. Решения принимаются прямо здесь, прямо на «Острове». В этой, базовой, части результаты должны быть немедленными. Другие результаты будут проявляться косвенно. По результатам прошлого «Острова» мы знаем, что многие меняют работу: кто-то перестанет быть ректором, кто-то, наоборот, им станет, кто-то поймет, что больше не хочет работать на государство и пойдет делать свой стартап.
Аркадий Дворкович: Очень важно, что здесь действительно каждый человек будет меняться, и меняться очень сильно. Участники «Острова» вернутся в свой университет, в свою организацию другими людьми – а значит, будут менять пространство вокруг себя. И в этом смысле все изменения будут немедленные. Но, конечно, сложные проекты реализуются годами. Как показывает опыт Сколково, понадобилось десять лет, чтобы мы увидели изменения. При этом мы рассчитываем на еще больший прогресс через пять-десять лет. Именно такой эффект должны ожидать и все остальные — что-то изменится сразу, но кардинальных изменений надо ждать через пять-десять лет.
– Каким будет образование будущего? Искусственный интеллект, онлайн-системы, что это?
А. Д.: Все вышеперечисленное вместе. Никто ни от чего не отказывается. Не бывает таких изменений за короткий промежуток времени. Конечно же, сохранится и традиционная система, но все большую роль будут играть новые инструменты. Будет абсолютно другое пространство получения навыков, знаний, которое будет существовать за счет всех тех инструментов, которые вы назвали — онлайна, искусственного интеллекта и многого другого. В этом суть изменений, но это не значит, что пропадет живое общение тех, кто знает больше, чем другие, с теми, кто знает меньше.
Александр Кулешов: Будет огромной ошибкой считать, что онлайн нам заменит все. Тогда университеты будут просто не нужны. Согласно закону диалектики, развитие происходит по спирали. И мы сейчас находимся в том самом моменте возвращения к истокам, к временам Пифагора и Эвклида — когда учитель учит небольшую группу избранных учеников. Времена с лекционными залами на 300—400 человек безвозвратно прошли, канули в прошлое. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В советское время эта модель замечательно работала, но сейчас нужны другие схемы образования. Одна из задач «Острова» – не просто выработка таких систем, а их распространение.
Д. П.: У нас есть две «простые» задачи. Первое – мы должны спроектировать систему, в которой каждый студент любого российского вуза смог бы во время своего обучения получить вторую, цифровую, профессию. В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» мы работаем над этой задачей. Студент получает свою основную профессию и параллельно с этим может из микромодулей, сетевых программ собрать себе дополнительную специальность. Второе – 22-го числа здесь должно быть подписано соглашение о старте в 100 университетах общего курса по искусственному интеллекту на общей онлайновой платформе.
– По завершении «Острова» будут приняты какие-то решения по включению вузов в экосистему НТИ?
Д. П.: Каждый вуз может договориться отдельно. На базе Сколтеха, например, работает прекрасный центр компетенций по цифровым связям и интернету вещей. Он заинтересован в расширении своих партнерских модулей. Любой университет, которому это интересно, сможет стать его партнером и подписать здесь соглашение. Таких центров сейчас здесь собрано несколько десятков. Каждый вуз выбирает, к кому он хочет присоединяться, к каким программам.
– Какую часть программы интенсива реализует РВК? Считаете ли вы, что образовательный интенсив может приблизить технологический прорыв, который является главной целью реализации НТИ?
Александр Повалко: Мы отвечаем за три факультета: «Сквозные технологии», «Региональный стандарт» и факультет под названием «Урбанистика». Мы ни в коей мере не рассматриваем то, что произойдет в течение ближайших 12 дней, как панацею от всех наших бед. Но, по крайней мере, здесь есть возможность выработать решения, договориться. Очень важно, чтобы люди, которые здесь собрались, нам поверили, разделили наши представления о прекрасном и уехали отсюда уже нашими союзниками, нашим исполнительным механизмом или наоборот — теми, кто ставит нам задачу.
– Вы сказали, что люди нужны. Какие?
А. П.: Нужны люди взрослые, которые понимают, что они делают, отвечают за все свои поступки и не соглашаются плыть по течению. Во-вторых, в теории этногенеза есть такое понятие – пассионарии, сильные, беспокойные личности, которым все интересно. Им надо все время лезть в какие-то Африки, что-то строить, развивать искусственный интеллект. Вот такие люди нужны, и желательно, чтобы среди них было побольше инженеров.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.