Скорость чтения одинаково влияет на то, как понимают текст молодые и пожилые люди
Российские ученые решили выяснить, почему с возрастом мы читаем все медленнее. Для этого они сравнили, как понимание текста у молодых и пожилых людей связано со скоростью чтения. Исследование опубликовано в Psychology and Aging.
Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ решили проверить, какие причины ведут к тому, что пожилые люди читают медленнее молодых, нужно ли это для того, чтобы лучше понимать текст, или это происходит из-за излишней осторожности, боязни совершить ошибку, а также для экономии умственного усилия и адаптации нагрузки к своим нейрофизиологическим возможностям. «Мы предполагали, что пожилые люди могут осознанно или неосознанно "осторожничать" и читать медленнее, чем могли бы», — комментирует один из авторов работы, Светлана Малютина.
В исследовании приняли участие добровольцы из двух возрастных групп: от 18 до 24 лет и от 59 до 81 года. Сначала ученые выясняли индивидуальную скорость чтения каждого участника: на экране компьютера пословно появлялись предложения, и для перехода к каждому следующему слову участник должен был нажать на кнопку. Это позволяло вычислить, какую скорость чтения предпочитает каждый участник. На следующий день эксперимента скорость появления предложений задавали ученые: в одной части тестирования она была равна средней скорости участника, а в другой части — ускорена в два раза.
Ученые предполагали, что изначально молодые участники выбирали для себя максимально возможную скорость, которая позволяет хорошо понимать прочитанное, а вот пожилые участники «стратегически» читали медленнее, чем могли бы. Ученые ожидали, что чем быстрее будут появляться предложения на экране, тем хуже пожилые испытуемые будут понимать текст.
Гипотеза не подтвердилась. Когда предложения стали появляться быстрее, и пожилые, и молодые участники хуже отвечали на вопросы, которые им задавали. Таким образом, исследование не обнаружило подтверждений тому, что, самостоятельно выбирая скорость чтения, пожилые люди нарочно замедляются. «Вероятно, замедление все же носит неизбежный характер. Например, обеспечивает необходимое время для лексического доступа и грамматического анализа», — поясняет другой автор исследования, Анна Лауринавичюте.
Ученые рекомендуют читателям старшего возраста спокойно относиться к своей естественной скорости чтения и не пытаться «насильственно» ее увеличить. Возможно, что именно замедление помогает гораздо лучше понять текст.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.