Опубликовано 26 июня 2018, 17:22

В книге XIII века нашли попугая из Австралии

© Biblioteca Apostala Vaticana/PxHere

Исследователи обнаружили изображения какаду — попугая родом из Австралии или островов около Индонезии — на изображениях из трактата «Искусство охоты с птицами», который император Священной Римской империи Фридрих II написал в середине XIII века для своего сына. Это доказывает, что между средневековой Европой и островами в Юго-Восточной Азии существовали торговые связи. Результаты изложены в журнале Parergon.

Автор новой работы — сотрудник Мельбурнского университета в Австралии Хизер Дальтон — в 2014 году обнаружила изображение какаду на алтаре итальянской церкви, расписанном в 1496 году. Она приходит к выводу, что художник срисовывал птицу с натуры, что говорит о том, что торговые пути в Юго-Восточной Азии были достаточно масштабны задолго до того, как до этого региона добрались европейцы. После этого с Дальтон связались несколько ученых, которые рассказали, что в книге на 250 лет старше тоже может быть изображен какаду.

В «Искусстве охоты с птицами» изображение какаду встречается четыре раза. Это обнаружили так поздно, поскольку в распространенных репродукциях этого трактата воспроизведены не все картинки, и, в частности, в них не включено ни одно изображение какаду. В тексте птица описывается как говорящий попугай с хохолком, подаренный монарху «Вавилонским султаном», то есть правителем государства Айюбидов, которое объединяло современные территории Египта, Сирии, Ирака, Ливии, Йемена и некоторых других стран. Внимательно изучив трактат, Дальтон приходит к выводу, что Фридриху II достался либо подвид большого желтохохлого какаду — тритоновый какаду (Cacatua galerita triton), либо один из трех подвидов малого желтохохлого какаду (Cacatua sulphurea). Получается, что птицу привезли или с самой северной части Австралии, или с островов около Новой Гвинеи или Индонезии.

Средневековые монархи любили дарить друг другу редких животных: например, король Норвегии Хакон IV подарил своему британскому коллеге Генриху III полярного медведя. У Фридриха II были другие интересы — его очень интересовали птицы и охота с их помощью, о чем знали другие правители. Какаду был подходящим подарком, так как эти птицы хорошо уживаются с человеком и долго живут. Перевозка с родных островов в Европу, скорее всего, занимала больше года.

Такие открытия показывают масштаб межкультурных связей, существовавших задолго до путешествий самих европейцев в отдаленные страны.