Опубликовано 07 декабря 2020, 10:31

В рамках Проекта 5-100 вузы стали больше сотрудничать, а качество публикаций улучшилось

В рамках Проекта 5-100 вузы стали больше сотрудничать, а качество публикаций улучшилось

© Lee Woodgate/Ikon Images/picture alliance

Ученые из НИУ ВШЭ проанализировали исследовательскую активность вузов, ставших участниками государственного проекта 5-100. Они выяснили, что ученые из разных университетов стали чаще сотрудничать друг с другом, качество статей стало лучше и число их публикаций в авторитетных журналах выросло трое. Об этом исследователи рассказали на страницах Journal of Informetrics.

«Мы изучили результаты исследований университетов-участников 5-100 и их научное сотрудничество за три года до и после запуска проекта. Вузы-участники стали чаще взаимодействовать как с российскими организациями, так и с зарубежными, — отмечает одна из исследователей, младший научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Наталия Матвеева. — Результаты исследования демонстрируют комплексный характер Проекта 5-100. Проект не только стимулирует публикационную активность участников, но и меняет организацию научной деятельности в вузах страны в целом».

Проект 5-100, или The Russian University Excellence Initiative, — государственная программа, которая поддерживает ведущие вузы. Она была запущена в 2013 году и завершится в 2020-м, все это время она была нацелена на то, чтобы укрепить позиции наших ведущих университетов на мировом академическом рынке. Чтобы выполнить поставленные в рамках программы задачи, проект помогал вузам развивать образовательные программы и организовывать мероприятия, поддерживал исследования.

Всего в проекте участвовал 21 университет. Для оценки ученые исследовали статистику публикаций 2010–2016 годов. Также они сравнивали публикационную активность 14 вузов, участвующих в проекте с самого начала (их назвали экспериментальной группой) и 13 вузов, которые участия в программе вообще не принимали (контрольная группа). Важно отметить, что до начала проекта вузы обеих групп имели сходную динамику публикаций: практически одинаковое количество, качество, академическую ценность журналов, где они были опубликованы. Количество публикаций в высокоцитируемых журналах выросло со 100 до 300 статей в год у вузов-участников с 2012 по 2016 год, в то время как в контрольной группе этот показатель сохранился на уровне 50 публикаций.

Проект оказал положительное влияние на публикации в журналах самого высокого и самого низкого качества, а также на многоавторские публикации. Университеты-участники в 4,5 раза увеличили число публикаций, написанных десятью и более исследователями, — в среднем до 80 в год. Для вузов контрольной группы это значение сохранилось на уровне 10 публикаций.

Знания, полученные в университетах и исследовательских центрах, являются решающим фактором развития инноваций, конкурентоспособности и социально-экономического прогресса государств. В этом контексте многие правительства стремятся повысить научный и интеллектуальный уровень национальных университетов, чтобы быть на переднем крае научного развития. За последние десятилетия в мире было реализовано по меньшей мере 37 инициатив по повышению квалификации университетов, 19 из которых были инициированы в европейских странах.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.