Ученые измерили счастье футбольных болельщиков

Владимир Смирнов/ТАСС

Исследователи из НИУ ВШЭ применили метод распознавания эмоций для измерения субъективного благополучия и проверили его на переживаниях болельщиков во время футбольных матчей. Выяснилось, что в среднем неопределенность от исхода матча увеличивает вероятность быть несчастным на 13,6%. Результаты исследования были опубликованы в Journal of Happiness Studies.

В 1984 году Эд Динер разработал трехстороннюю модель субъективного благополучия, которая описывает, как люди ощущают качество своей жизни, и включает как эмоциональные реакции, так и когнитивные суждения. Таким образом, субъективное благополучие включает в себя настроение, эмоции и оценки удовлетворенности общими и специфическими сферами жизни. Есть доказательства того, что здоровье и субъективное благополучие могут взаимно влиять друг на друга.

Для исследования ученые взяли выборку из десяти тысяч фотографий, которые были опубликованы в официальных аккаунтах стадионов футбольных клубов в социальной сети ВКонтакте в течение четырех сезонов с 2014 по 2018 годы. Были взяты аккаунты тех команд, которые уделяют большое внимание своему продвижению в социальных сетях, – «Спартака», ЦСКА, «Динамо» Москва, «Рубина» и «Зенита». С помощью программного обеспечения для распознавания эмоций авторы проанализировали фотографии фанатов на стадионах и сопоставили со статистикой матчей.

Оказалось, что в среднем неопределенность исхода матча негативно влияет на счастье фанатов, увеличивая вероятность быть несчастным на 13,6%. Однако этот фактор меньше влияет на мужчин, чем на женщин. Более того, неопределенность даже увеличивает вероятность того, что мужчины будут очень счастливы, в отличие от женщин.

Часть результатов была предсказуема — победа снижает вероятность быть несчастным. Этот эффект усиливается к последним турам чемпионата. Но выяснилось, что эффект от выигрыша команды сильнее для мужчин, несмотря на то, что в среднем они реже проявляют эмоции. Исследование показало, что мужчины могут быть рады, даже если их команда проиграет. Интересно, что фанаты «Спартака» на 25% чаще выражают счастье, чем болельщики «Динамо».

Примененный исследователями метод может быть полезен для различных исследований в области счастья, поскольку распознавание эмоций более надежно и менее затратно, чем самооценка респондента в опросах. Для профессионалов в области спорта такой подход может способствовать обнаружению жестоких фанатов в реальном времени, что поможет избежать драк и других инцидентов.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.