Опубликовано 22 марта 2019, 12:02

На останках птенца энанциорниса обнаружены следы перьев

Ископаемые останки птенца энанциорниса. Черными стрелками указаны перья, обнаруженные при исследовании окаменелостей

© Foundation for Scientific Advancement

Международная группа археологов определила образ жизни только вылупившихся энанциорнисов и обнаружила следы перьевого покрова на останках птенца. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Гнездовые птенцы, голые и незрелые, требуют родительской опеки. Родители защищают, согревают и выкармливают еще слепых и глухих детенышей. У выводковых пернатых эмбриональный период занимает более длительный период, а потому птенцы выходят из скорлупы оперенными и достаточно самостоятельными, чтобы следовать за матерью и отыскивать корм. Так, различить, бегает или беспомощно пищит птенец, как будто не составляет труда — надо только взглянуть на оперение. Однако, когда речь заходит о птенцах, живших на земле порядка 125 млн. лет назад, могут возникнуть трудности.

Месторождения ископаемых близ испанского города Лас Хойяс известны тысячами окаменелых рыб и рептилий. Но одна находка выделяется из общего ряда, как особо редкая и информационно ценная — почти полный скелет птенца подкласса Enantiornithes. Эти летающие динозавры процветали в мезозойскую эру и полностью вымерли к концу мелового периода. Зубастые, когтистые, с особым сочленением костей, они переваливались с ноги на ногу и отдаленно напоминали современных птиц. Однако вопрос ювенального развития животных до сих пор оставался загадкой: ученым не удавалось обнаружить ни следов наличия, ни признаков отсутствия оперения.

Метод индуцированной флуоресценции позволил обнаружить то, что ранее увидеть не удавалось. Перья, состоящие из углерода, под светом лазера излучали слабо, однако фон давал интенсивную полосу флуоресценции, драматично оттеняя темные силуэты очинов и опахал.

«Одно из обнаруженных перьев было достаточно крупным, чтобы опознать в нем маховое перо,— комментирует работу доктор Хесус Маруган-Лобон, сотрудник Автономного университета Мадрида и соавтор исследования. — Вероятно, птицы могли осуществлять первые полеты уже с ранних дней жизни».