Опубликовано 01 декабря 2020, 15:24

Соседский пример стимулирует покупать экологичные товары

Соседский пример стимулирует покупать экологичные товары

© Joe's Auto Parks Spring Street Community

Российские, испанские и голландские ученые показали, что поведение окружающих стимулирует человека приобретать определенные продукты. Эти особенности социального поведения позволяют бороться с изменениями климата и снизить налоги на загрязнение атмосферы, говорится в опубликованном в Journal of Environmental Economics and Management исследовании.

Психологам уже давно известно, что люди склонны «повторять за соседями». Это объясняется социальной природой человека, которая происходит еще с первобытных времен. Тогда это был фактор выживания, так как повторение действий за успешным сородичем повышало собственные шансы. И сегодня люди продолжают часто принимать решения, глядя на окружающих. Это влияет на разные сферы, в том числе и на экологию.

«В своей работе мы решили рассмотреть, как на климатическую политику влияет социальная среда. Раньше данный подход применялся к теме потребления энергии и принятия решений об использовании ее возобновляемых источников. Однако не было подобных исследований об углеродном налоге — наиболее популярном в мире инструменте климатической политики. Он, как и поведение окружающих, влияет на выбор конечного товара для потребления. Следовательно, эти два инструмента могут создавать мультипликативный (синергетический) эффект — когда один усиливает действие другого, а значит, добиться того же результата по снижению выбросов в атмосферу можно с помощью меньшего налога», — рассказал один из авторов статьи, профессор института экономики и управления Уральского федерального университета и постдок института наук и технологий о природе (ICTA) Автономного университета Барселоны Иван Савин.

Поддержанные грантом Российского научного фонда ученые составили модель, которая состояла из людей, покупающих товары с высоким и низким содержанием углерода, например обычные автомобили и электромобили. Из-за углеродного налога первые сильно дорожают, в отличие от вторых. А собранные от налога деньги распределяются между всеми участниками модели. Модель учитывает доход человека и цену продукции, а также его личные предпочтения и покупки его знакомых.

Ученые выяснили, что при покупке товара люди смотрят не только на его цену, но и на его популярность у знакомых. В сочетании с углеродным налогом это делает политику «зеленой экономики» более эффективной. Мультипликативный эффект выше, если в обществе отсутствуют сильное экономическое неравенство и полярные предпочтения к товарам с высоким или низким содержанием углерода. Оценив все параметры модели на реальных данных, ученые пришли к выводу что данный мультипликативный эффект составляет 38%.

«Социальное взаимодействие способно усиливать эффект от налогообложения в жизни. Сперва мы начинаем меньше летать, поскольку цены на авиабилеты выросли, а потом можем совсем отказаться от перелетов, поскольку никто из друзей и знакомых больше не летает. Так мультипликативный эффект работает, к слову, не только для менее экологичных товаров, но, например, и для алкоголя, табака и многих других товаров. Наша заслуга в том, что мы показали: этот эффект может быть куда значительнее, чем предполагалось», — резюмировал Иван Савин.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.