Опубликовано 12 июня 2017, 17:32

Христиане Испании убивали кошек ради меха

© Luc Viatour

Археологи из Испании и Великобритании нашли свидетельства того, что кошачий мех использовался не только в мусульманских частях Пиренейского полуострова, но и на территориях, населенных христианами. Однако пока неясно, для чего были необходимы шкурки. Результаты своих исследований ученые опубликовали в International Journal of Osteoarchaeology.

Останки кошек были обнаружены на месте раскопок на востоке Испании, где археологические работы ведутся с 2010 года. Во время более ранних раскопок в этом районе ученые находили ямы, в которых, возможно, земледельцы хранили зерно. В них же археологам попадались кости овец, коз, свиней, собак и лошадей. В одной из таких ям хранилось множество останков домашних кошек — более 900 костей. Одна из них была датирована 970-1025 годами.

Следы на костях и другие признаки показывают, что с этих кошек снимали кожу. Этот вывод ученые подтвердили в ходе экспериментов с различными животными. Судя по состоянию костей, кошки были убиты в возрасте 9-20 месяцев, в то время, когда их мех наиболее ценен, так как еще не поврежден болезнями и паразитами.

Шкурки кошек находили во многих местах раскопок на севере Европы, особенно в Британии и Ирландии. Их использовали для изготовления одежды, также некоторые тексты упоминают целебные свойства кошачьего меха. В 2013 году были найдены доказательства того, что кожу с кошек снимали в мусульманских частях Пиренейского полуострова, так что это исследование дало первые свидетельства использования кошачьего меха в христианских регионах.

Однако ученые предполагают еще одно объяснение найденным останкам: их могли использовать в языческих обрядах вместе с черепами лошадей, рогами козлов и скорлупой от куриных яиц. Все эти предметы были связаны с ритуалами, как средневековыми, так и более поздними. Так, например, в 1999 году была опубликована статья археологов, нашедших захоронение кошки и нескольких кур под стеной — оно могло быть частью сопровождавших строительство ритуалов.