Опубликовано 03 декабря 2020, 15:05

Стеклянные бусы помогли выявить средневековые торговые пути Африки

Стеклянные бусы, обнаруженные в Мали и Сенегале

© UNIGE/Truffa Giachet/Spuhler

Французские и швейцарские ученые изучили стеклянные бусы, найденные в Мали и Сенегале. Они обнаружили, что эти украшения происходят из стран Ближнего Востока, что свидетельствует об активных транссахарских торговых контактах в Средние века. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Стеклянные бусы в свое время были популярным и дорогим ювелирным украшением, в том числе и в Западной Африке к югу от Сахары. Археологи находили их во время раскопок средневековых поселений, расположенных вдоль реки Нигер. Но их происхождение было неизвестно. Создание подобных украшений — сложный процесс, который поделен на несколько этапов. Это связано с тем, что для создания стекла нужно три основных компонента, которые редко лежат в земле рядом. Это кремнезем, минеральный или растительный флюс и известь из известняковых пород или ракушек. Поэтому сперва материалы нужно собрать в одном месте, где и будет произведено стеклянное сырье. Оно потом транспортируется в место, где создаются уже непосредственно украшения, и оттуда торговые караваны развозят бусы по разным городам. Из-за частой транспортировки на разных этапах производство стеклянных бус требует развитой торговли. Некоторые средневековые труды описывали караваны, путешествующие сквозь Сахару. И археологи из Женевского и Орлеанского университетов предположили, что происхождение бус может пролить свет на торговлю между территориями к северу и к югу от Сахары.

Ученые проанализировали химический состав стекла у 16 стеклянных бусин VII–XIII веков, которые были найдены при раскопках в Мали и Сенегале. Для этого они использовали масс-спектрометрию индуктивно связанной плазмой с лазерной абляцией. Результаты анализа исследователи сопоставляли с историческими источниками и данными археологических раскопок. Так они смогли установить, что бусы, скорее всего, происходили с Ближнего Востока, побережья Леванта и Египта.

Благодаря этому ученые смогли сделать вывод, что земли к югу от Сахары были включены в обширные торговые сети, которые связывали их с жителями Средиземноморья. Причем Мали и Сенегал расположены на удалении от реки Нигер, где были расположены крупнейшие города Центральной Африки. По мнению ученых, это говорит и о развитой торговле внутри региона и существовании разветвленной сети, включающей в себя сельские районы к югу от Сахары и транссахарские торговые пути. Кроме того, они обнаружили, что ни одна из проанализированных бусин не была произведена в Нигерии, где был один из африканских центров производства украшений. «Очень многие на западе думают, что Африка южнее Сахары была никак не связана с Европой и Азией, но это не так. Она была включена в масштабную международную торговую сеть, которая связывала все три континента», — подчеркнула одна из авторов исследования, сотрудница Женевского университета Анна Майор.