Гуманитарные науки

Вдалеке от Москвы реформы патриарха Никона воспринимались по-другому

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

Музей «Новый Иерусалим»

Российские ученые исследовали ранее неизвестные документы, связанные с жизнью патриарха Никона в Великом Новгороде. Это позволило детальнее описать начальный этап раскола Русской православной церкви, который начался после его реформ. Работа поддержана Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда и опубликована в журнале «Вестник архивиста».

Раскол в Русской православной церкви начался в 50-х годах XVII века. Он связан с реформой патриарха Никона, которая была направлена на приближение богослужения в русской церкви к традициям греческого православия. Различия заключались в обычаях при проведении обрядов и служб, например в направлении движения крестного хода или в вопросе о том, сколькими пальцами креститься.

Группа ученых из Санкт-Петербургского института истории РАН проанализировала документы времени архиерейства Никона в Великом Новгороде и начала его патриаршества. Особое внимание уделили тому, как Никон взаимодействовал с духовными властями отдельных монастырей. Результаты работы помогли более полно охарактеризовать начальный этап раскола (50–60-е годы XVII века) и особенности проведения реформы в провинции, а также оценить реакцию духовенства на нововведения.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

План Вологды и окрестностей XVII века

Фото: Никита Башнин

Историки использовали ранее неизученные документы из архивов Тихвинского Успенского монастыря и Вологодского архиерейского дома. Они содержат информацию о деятельности патриарха Никона и отражают реакцию общественности на изменения.

Выяснилось, что Никон старался контролировать как хозяйственные вопросы, так и религиозную жизнь жителей Новгородского уезда. Он давал указания о присылке денег, закупке материалов, работе слуг, посылал людей для проверки выполнения нововведений в монастыре. Такое вмешательство вызывало недовольство архиереев и различных церковных кругов. Осенью 1651 года он составил распоряжение о строгом соблюдении Великого поста и запрете многоголосого пения, поступившее в Тихвинскую обитель. В материалах и документах архиерейского дома удалось выявить, что монастырское и приходское духовенства не противостояли открыто. Литургические песнопения продолжали проводить по прежним правилам, службы вели поочередно, по старому и новому обрядам. Центром «раскола» для приходов мог стать Тихвинский Введенский женский монастырь. Позже, в 1666–1667 гг., для борьбы со старообрядчеством из Тихвинского Успенского мужского монастыря проводили рассылку назидательной литературы для ознакомления местных жителей. Однако в то же время поводом для несоблюдения введенных реформ часто выступали бытовые проблемы, например отсутствие необходимой символики в отдаленных приходах (четвероконечных крестов для печати на просфорах), книг, а также мира и масла для крещения.

«Проведенное исследование помогает иначе взглянуть на начало церковного раскола в России XVII века и увидеть, как религиозные новшества воспринимались на уровне приходов вдалеке от Москвы», — говорит Никита Башнин, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.