Лечение рака, наночастицы и поиск молодых талантов
Viva in vivo
Кандидат биологических наук Марина Ширманова (h-index 18) занимает должность заместителя директора по науке НИИ экспериментальной онкологии и биомедицинских технологий Приволжского исследовательского медицинского университета и одновременно возглавляет лабораторию индивидуальной химиотерапии рака в том же институте. Основные задачи лаборатории — изучение опухолей с помощью флуоресцентного и фосфоресцентного имиджинга, создание методик индивидуализированной оценки опухолей пациентов. Главная особенность работы группы, которую возглавляет Ширманова, — исследование раковой опухоли не на взятых у пациентов клетках, а в естественных условиях — прямо внутри тела.
«Нам удалось перейти на живой объект. Изучаем развитие опухоли на мышах. Чтобы сделать ее видимой, наблюдать ее жизнь во всех проявлениях и особенностях, мы применили методы флуоресценции и фосфоресценции», — заявила Ширманова в интервью «Российской газете».
С помощью флуоресценции и фосфоресценции можно «подсветить» раковую опухоль в живом организме (сейчас научная группа Марины Ширмановой проводит эксперименты на мышах). Таким образом врач может оценить, насколько эффективно работает тот или иной препарат конкретно для этого пациента, и при необходимости скорректировать лечение.
Кремниевая нанодолина
Сергей Макаров, доктор физико-математических наук, возглавляет в Университете ИТМО лабораторию гибридной нанофотоники и оптоэлектроники. Макаров не раз становился лауреатом всевозможных премий для молодых ученых, получал стипендии президента. В официальной формулировке указа о присуждении президентской премии Макаров отмечен «за разработку новой платформы для наноразмерных оптических устройств на базе полупроводниковой нанофотоники».
«По сути, наша работа представляет собой три важных части. Это, во-первых, разработка фундаментальной основы для понимания всех возможностей, которые предоставляют нам полупроводниковые наночастицы с оптическими резонансами. Это позволило нам построить хорошие теоретические модели, позволяющие предсказывать свойства наночастиц и материалов на их основе. Далее мы реализовали ряд новых методов по созданию таких наночастиц с нужными размерами и свойствами как из хорошо известных материалов (например, кремния), так и из новых — перовскитов. После этого мы поняли, что наличие простых и недорогих методов создания наночастиц с управляемыми параметрами можно пытаться использовать для всевозможных прикладных задач», —рассказал Макаров редактору Indicator.Ru.
Этот проект проводится в Университете ИТМО с 2015 года. Его результаты уже оказались полезны для самых разных областей. Например, наночастицы кремния увеличивают эффективность солнечных элементов и повышают точность контроля таргетной доставки лекарств. Команде проекта также удалось доказать, что многие важные с практической точки зрения физические эффекты в наночастицах можно значительно улучшить.
«Например, мы показали, как можно при помощи наночастиц эффективно преобразовывать энергию света в тепло, в электрический ток, а также как из невидимого света сделать видимый. Это вдохновило множество исследователей по всему миру разобраться в причинах наблюдаемых явлений», — отметил специалист.
Каждому — по способностям
Александр Веракса занимает пост заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени Ломоносова. В 2015 году он получил звание доктора психологических наук, а в 2016 стал членом-корреспондентом РАО. В профиле молодого специалиста на портале «Истина» указано более 40 книг и 192 статьи. За плечами психолога разработка многих программ для дошкольных учреждений — подготовки специалистов, поддержки интеллектуального развития детей, обучения детей с ограниченными возможностями, «Детский сад будущего» и т. д. Работа, за которую Александр получил президентскую премию, — «Лонгитюдное кросс-культурное исследование когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста».
«Проведенное нами исследование позволило, с одной стороны, выделить ключевые факторы в развитии ребенка-дошкольника, которые являются прогностичными для его дальнейшего становления, обучения в школе. Это прежде всего произвольность и эмоциональное развитие. С другой стороны, оно убедительно показало важность роли педагога, взрослого в этом сложном процессе, его незаменимость современными технологиями, цифровизацией, которая так прочно входит в жизнь уже самых маленьких детей», — сообщил Веракса Indicator.Ru.
По словам авторов, исследование позволило создать и внедрить в жизнь дошкольных учреждений эффективные технологии обучения, которые учитывают индивидуальные особенности когнитивного развития детей и позволяют детям максимально раскрыть свой потенциал.
«Они (предложенные технологии — Indicator.Ru) основываются на разрабатывавшихся выдающимися отечественными учеными (Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др.), работавшими в МГУ и признанными в мировой современной психологии и образовании, подходами: культурно-исторической теорией и теорией деятельности. Нам удалось продолжить складывающую традицию, выстроить систему средств познавательной деятельности, понять развитие детской личности и общей умственной одаренности, систематизировать виды детской деятельности и применить наработки в практической сфере», — добавил исследователь.
Премия президента для молодых ученых была учреждена в 2008 году и вручается ежегодно. Кандидатами на получение премии могут стать ученые и специалисты различных отраслей экономики, социальной сферы, оборонной промышленности не старше 35 лет. Вопрос о присуждении премии рассматривается на специально созываемом для этого заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. В этом году размер премии составил пять миллионов рублей — это в два раза больше, чем в прошлом.
«Премия — это почетная награда всего нашего коллектива, которая оценивается нами в первую очередь как высокое доверие и большая ответственность, как дополнительная мотивация к продолжению исследований, вовлечению в них новых молодых людей, увлеченных наукой и образованием», — отметил в своем комментарии Веракса.
«Цикл работ, за который дана премия, вырос уже в целое направление, по нему работает целая лаборатория, работают аспиранты, студенты и даже проходят стажировки школьники. Очень надеюсь, что премия президента вдохновит их на собственные свершения. Также мы сейчас активно сотрудничаем с индустриальными партнерами и надеемся, что премия позволит привлечь к нашим идеям внимание высокотехнологичного сектора российской экономики», — резюмировал Макаров.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.