Опубликовано 26 сентября 2019, 16:56

Бактерии могут терять клеточную стенку для защиты от антибиотиков

© Gvidas Sulskis/Flickr

Ученые впервые подтвердили, что бактерии могут менять форму, чтобы избежать обнаружения антибиотиками в организме человека. Работа поможет создать новые препараты для устранения опасных микроорганизмов. Статья ученых опубликована в журнале Nature Communications.

Проблема резистентности (невосприимчивости) бактерий к лекарственным средствам стоит сегодня очень остро. Каждый год патогенные организмы мутируют в новые штаммы, устойчивые к препаратам, которые применялись ранее для их уничтожения. Из-за этой устойчивости убить бактерии становится крайне трудно, а многие вызванные ими заболевания смертельны. Поэтому ученым важно понять, как микроорганизмы могут приспосабливаться к воздействию лекарственных препаратов, чтобы создать новые методы борьбы с ними.

Для выяснения причины резистентности бактерий к антибиотикам исследователи из Ньюкаслского университета проанализировали несколько разных образцов бактерий, собранных у пациентов местного госпиталя. Они выяснили, что, например, у пациентов с инфекцией мочевыводящих путей, которые принимали пенициллин или другой препарат, уничтожающий клеточные стенки, бактерии мутировали так, что перестали нуждаться в этой структуре. Они перешли в так называемую L-форму, в которой бактерия частично или полностью теряет клеточную стенку.

E. coli переходит в L-форму