Опубликовано 23 сентября 2020, 14:45

Для диагностики рака молочной железы разработали новый радиофармпрепарат

© Lester Lefkowitz/Getty Images

Ученые из России и Швеции создали новый препарат, который поможет обнаруживать рак молочной железы, и провели первые клинические испытания. С его помощью диагностика может стать более точной. Исследование опубликовано в журнале The Journal of Nuclear Medicine.

Главное особенностью разработанного радиофармпрепарата является его структура. Она состоит из каркасного белка и радиоактивного изотопа технеция-99. Первый помогает найти опухолевую клетку. Белок действует по принципу антиген-антитело, то есть формирует из этих двух частей иммунный комплекс. Изотоп же отвечает за визуализацию. Его местоположение можно отследить с помощью гамма-камеры. А так как он работает в связке с ищущим белком, то врачи могут обнаружить и саму опухолевую клетку. Подобные диагностические препараты считаются крайне перспективными благодаря своей точности, неинвазивности и отсутствию токсичности. Однако широкого применения они еще не получили.

Каркасным белком в препарате выступил ADAPT6. Он специфичен к онкомаркеру Her2/neu — это рецептор на поверхности опухолевой клетки. Чем таких рецепторов больше, тем агрессивнее протекает болезнь. Повышенная экспрессия этого гена наблюдается у 15–20% пациентов с раком молочной железы. Всего на одной клетке может быть до двух миллионов Her2/neu. «Ранее радионуклиды для диагностики рецепторов Her2/neu не применялись, наш препарат первый в этом смысле. Но он не заменит стандартные методы, его цель — сделать диагностику еще более точной», — подчеркивает одна из авторов статьи, научный сотрудник научно-исследовательского центра «Онкотераностика» Томского политехнического университета Ольга Брагина.

На первом этапе клинических исследований ученые разделили пациенток на три группы, которые различались по дозировке препарата: 250, 500 и 1000 микрограмм. Его вводили внутривенно и один раз. Авторы отмечают, что даже максимальная дозировка препарата в их работе на порядок ниже, чем в стандартных диагностических препаратах, которые применяют для диагностики других видов рака. Через 2, 4, 6 и 24 часа пациенток обследовали в гамма-камере, чтобы оценить скорость распространения и накопления вещества в организме.

«Результаты исследований показали достоверное различие в накоплении препарата в опухолях с гиперэкспрессией Her2/neu по сравнению с опухолями без этого рецептора и высокое соотношение “опухоль — печень”. Это значит, что при использовании препарата можно одновременно визуализировать метастазы не только в молочной железе, но и печени, если они есть. В одном случае была проведена смена статуса Her2/neu: было установлено, что у пациентки отрицательная экспрессия, это привело к изменению стратегии лечения. Еще в одном случае у пациентки были выявлены дополнительные метастатические очаги в грудных позвонка и в ребре, которые ранее не удалось визуализировать стандартными методами диагностики», — отметила Брагина.

В дальнейшем препарат должен пройти еще несколько этапов клинических испытаний. «Это была лишь первая фаза исследования, для определения дальнейших возможностей препарата клинические исследования продолжатся. Их планируется расширить и использовать для визуализации в других органах. Дальнейшие этапы исследований могут занять несколько лет. Затем препарату еще предстоит пройти долгий этап сертификации, чтобы он стал доступен пациентам других клиник», — рассказал заведующий отделением радионуклидной диагностики НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Владимир Чернов.