14 сентября 2020, 17:00

Специальная диета поможет при остром повреждении почек

NTU

Российские биологи обнаружили защитные эффекты ограничения калорийности питания при остром почечном повреждении. Работа позволит разработать эффективные методы нефропротекции и создать лекарственные препараты. Результаты поддержанного Российским научным фондом исследования опубликованы в журнале Aging.

Ограничение рациона представляет перспективный подход борьбы со старением и сопутствующими заболеваниями. Снижение калорийности питания значительно продлевает жизнь и улучшает здоровье многих видов животных, и есть основания полагать, что его действие распространяется и на людей. Ученые из лаборатории структуры и функций митохондрий НИИ физико-химической биологии МГУ изучают возможности защиты почек, в том числе у старых животных. В экспериментах на крысах молодого и пожилого возраста исследователи обнаружили защитные эффекты ограничения калорийности питания при одном из тяжелых возрастных заболеваний — остром почечном повреждении.

«Острое повреждение почек является угрожающим жизни состоянием, с которым сталкивается около 20% всех пациентов, попадающих в больницу. К сожалению, больше всего подвержены нефрологическим патологиям люди пожилого возраста. Несмотря на интенсивное изучение данного заболевания, до сих пор не изобретено лекарства, которое защищало бы пациентов от многочисленных последствий патологического изменения почек, а все существующие методики сводятся к симптоматическому лечению. Наши исследования направлены на разработку эффективных методов терапии заболеваний почек», — рассказывает первый автор работы Надежда Андрианова.

Ученые исследуют как молекулярные механизмы самого почечного повреждения, так и сигнальные пути, ответственные за развитие у почек устойчивости к ишемическому стрессу. Задачей работы было определить, помогает ли метод ограничения калорийности питания против острого почечного повреждения, спровоцированного ишемией. Так как эти расстройства — возраст-ассоциированные патологии, ученые проводили работу в том числе и на старых крысах, что отличает данную работу от большинства подобных исследований. Исследователи показали, что даже непродолжительные периоды ограничения калорийности питания (до двух месяцев) приводят к положительным изменениям в клетках, например улучшению работы митохондрий, а также уменьшению окислительного стресса, интенсивность которого возрастает с возрастом или при ишемии и ведет к нарушению работы макромолекул и органелл. Поскольку в старой клетке уже многое работает не с такой эффективностью, пожилому организму требуются более продолжительные промежутки ограничения калорийности питания для достижения защитных свойств.

Ученые планируют работу по внедрению метода в клиническую практику и надеются, что знание ключевых защитных сигналов позволит разработать эффективные методы нефропротекции и создать препараты для лечения такого угрожающего жизни состояния, как острое почечное повреждение.