Опубликовано 17 февраля 2020, 13:03

Доказана аутоиммунная природа саркоидоза

© Scott Camazine/Getty Images

Ученые из СПбГУ исследовали поведение фолликулярных Т-хелперов — иммунных клеток, помогающих B-лимфоцитам производить антитела и нейтрализовать патогены. Новые данные подтверждают, что саркоидоз — это классическое аутоиммунное заболевание. Статья исследователей опубликована в журнале Scientific Reports.

Первое упоминание симптомов, характерных для саркоидоза, в литературе датируется почти 150 лет назад. У больных чаще всего в легких образуются очаги хронического воспаления — гранулемы, скопления чем-то привлеченных туда клеток иммунной системы в виде плотных узелков. При острой форме саркоидоза он может либо неожиданно перейти в состояние ремиссии, либо привести к фиброзу легких, при котором нужна экстренная пересадка этих органов.

До сих пор среди врачей ведутся споры, является ли саркоидоз аутоиммунным или аутовоспалительным заболеванием. В последние годы появляется все больше данных в пользу первой версии, но до конца убедительных доказательств до сих пор получено не было.

Российские ученые в своей новой работе нашли новое подтверждение аутоиммунной природы саркоидоза. Они собрали и проанализировали образцы крови 37 больных с легочным саркоидозом, а также 35 здоровых доноров, у которых никогда не было аутоиммунных или онкологических заболеваний. Авторы измеряли количество B-лимфоцитов. При саркоидозе оно оказывается повышенным, что характерно для аутоиммунных заболеваний.

Выяснилось, что у людей с саркоидозом наивных B-лимфоцитов — клеток, которые образовались недавно и еще не встречались с антигеном, — в крови гораздо больше, чем B-клеток памяти — уже встречавшихся с ним. Это соотношение составило примерно 70 к 30%. По словам ученых, причина может быть в том, что большая часть B-клеток памяти отправилась в гранулемы, чтобы бороться с болезнью там. Для более точного выяснения этого факта нужно проводить эксперименты на лабораторных животных.

Кроме того, ученые впервые в мире увидели, что происходит с фолликулярными Т-хелперами в крови пациентов с легочным саркоидозом. Оказалось, что при болезни заметно повышается количество двух видов этих клеток — Tfh17 и Tfh2. То же самое, отмечают ученые, происходит во время многих типичных классических аутоиммунных заболеваний — синдрома Шегрена, системной красной волчанки и ревматоидного артрита. Конечно, по словам авторов работы, пока со 100% уверенностью нельзя сказать, что саркоидоз — это аутоиммунное заболевание, но в ходе исследований выясняется все больше фактов, которые объединяют его с этой группой.