Опубликовано 26 июня 2017, 18:45

Медики: тропические вирусы подбираются к Европе

Комар Aedes aegypti

© Martin Zabala/ Global Look Press

Медики из Байройтского университета и Европейского центра предотвращения и профилактики заболеваний рассчитали вероятность того, что по мере потепления климата на территорию Европы распространятся характерные для тропических регионов заболевания, в частности вирус Чикунгунья. О результатах исследования они рассказали в журнале Scientific Reports.

Вирус Чикунгунья переносят комары видов Aedes aegypti и Aedes albopictus. Повышение температуры окружающей среды помогает распространению вируса двумя путями: во-первых, изменяет ареал комаров, позволяя им обитать в более высоких широтах, а во-вторых, создает подходящие условия для репликации вируса внутри насекомого.

Авторы исследования изучили климатические условия в регионах, в которых традиционно велик риск распространения заболевания, и нанесли эти регионы на карту. После этого они использовали алгоритмы машинного обучения, которые часто применяются для прогнозирования изменения ареалов животных и растений.

Исследование показало, что даже если повышение температуры продолжится в умеренном темпе (превышение доиндустриальных показателей на 2,6°C к концу XXI века — чуть выше цели Парижских соглашений), то риск появления вируса во многих регионах мира будет возрастать на протяжении XXI века. Если же глобальное потепление ускорится (и превысит 4,6°C к концу столетия), то вирус может распространиться на юг Европы и Соединенные Штаты.

«Так как нам еще только предстоит разработать глобальную стратегию, которая поможет замедлить климатические изменения, второй сценарий выглядит правдоподобнее», — заметил один из авторов исследования, биогеограф из Байройтского университета Карл Байеркунлайн.