Опубликовано 05 декабря 2018, 12:42

Отредактированные мыши указали на причину неудач в лечении рассеянного склероза

© Mayo Clinic/Getty Images, schankz/Flickr, Indicator.Ru

Ученые выяснили, почему белок, эффективный при лечении псориаза, аутоиммунного артрита и болезни Крона, оказывался бесполезным и, более того, вредным при лечении рассеянного склероза. Исследование на уникальной линии лабораторных мышей показало, что в этом замешан рецептор TNFR2. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).

Молекулу TNF (tumor necrosis factor, фактор некроза опухоли) иммунологи изучают уже многие годы. Изначально считалось, что она помогает бороться с раком, но ее функции оказались шире. В современной клинической практике TNF блокируют, чтобы подавить аутоиммунные заболевания, при которых иммунная система становится настолько активной, что атакует здоровые клетки собственного организма.

«Известно, что анти-TNF терапия помогает при некоторых аутоиммунных заболеваниях, но делает только хуже при рассеянном склерозе. Мы предположили, что это может быть связано с тем, что TNF в этом заболевании подает какой-то защитный сигнал, который нельзя блокировать», — рассказывает ведущий автор работы, сотрудник Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН и МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Недоспасов.

Такое многообразие свойств TNF в первую очередь связано с существованием рецепторов TNFR1 и TNFR2, которые могут выполнять разные функции. «Помимо этого, недавно было обнаружено, что один из рецепторов, TNFR2, широко представлен на Т-регуляторных клетках — особой популяции Т-клеток, участвующих в подавлении аутоиммунитета. Это дало основание полагать, что именно TNFR2 на Т-регуляторных клетках может иметь тот самый защитный сигнал», — пояснила автор работы Камар-Сулу Атретханы, младший научный сотрудник Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН.

Регуляторные Т-клетки — важное звено адаптивного иммунного ответа. Они позволяют контролировать силу и продолжительность реакции иммунитета, чтобы другие типы иммунных клеток (Т-киллеры и Т-хелперы), с одной стороны, не пропустили опасность, а с другой — не стали агрессивными по отношению к здоровым клеткам своего организма. В своей работе биологи использовали линию мышей, которая была получена с помощью технологий редактирования генома. Они несли в себе человеческие гены TNF и TNFR2 (такие модельные организмы называют «гуманизированными», чтобы показать, что они максимально приближены к человеку).

В результате ученые выяснили, что протективный сигнал действительно проходит через TNFR2, который находится на регуляторных или супрессорных T-клетках. У мышей с неактивным рецептором TNFR2 на Т-регуляторных клетках был снижен их супрессорный потенциал и частично потерян контроль над патогенными Т-клетками. Кроме того, у таких мышей клинические симптомы мышиной модели рассеянного склероза были более выраженными.

Таким образом, ученые не только показали роль рецептора TNFR2 в развитии аутоиммунного воспаления нервной ткани, но и создали мышей с человеческими генами TNF и TNFR2, которых можно использовать для дальнейших исследований иммунитета.