Опубликовано 01 августа 2020, 17:30

Генетики предложили способ оценить эффективность химиотерапии рака груди

Гистология рака молочной железы

© Wikimedia Commons

Предоперационная (неоадъювантная) химиотерапия назначается для того, чтобы уменьшить объем опухоли, что в дальнейшем позволит сократить объем хирургического вмешательства. Однако сегодня в 30–60% случаев предоперационная химиотерапия не приносит ожидаемого эффекта. Причина в том, что онкологи не имеют надежных инструментов прогнозирования ее эффективности. Научные сотрудники лаборатории эпигенетики ФГБНУ «МГНЦ» (Медико-генетический научный центр имени академика Н. П. Бочкова) предложили метод диагностики на основе оценки степени метилирования генов. Метод позволит предсказать, будет ли химиотерапия эффективна в каждом конкретном случае, или же станет напрасной тратой времени. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. Исследование поддержано грантом РНФ.

Каждая опухоль индивидуальна, имеет собственную генетическую структуру. Именно поэтому разработки генетиков имеют решающее значение для создания наиболее эффективных подходов борьбы с онкологическими заболеваниями.

Метилирование – это присоединение химических веществ, метильных групп, к участкам генов, которое «выключает» их из работы. Метилирование влияет на работу генома, не нарушая его структуры. В лаборатории эпигенетики МГНЦ доказали: по степени метилирования определенных генов можно прогнозировать реакцию опухоли на химиотерапию.

Первый вариант прогностической панели исследователи представили в 2019 году, он включал 12 генов. Однако главная ценность любой диагностики – высокая точность при относительно небольшом количестве биомаркеров. Новая панель включает всего три гена.

Рассказывает Владимир Стрельников, доктор биологических наук, заведующий лабораторией эпигенетики ФГБНУ «МГНЦ»: «Нам удалось показать, что эти биомаркеры являются наиболее информативными, имеют наибольшую прогностическую ценность. Диагностическая точность новой панели составляет 75% при чувствительности 75% и специфичности 75%. Никакой другой способ сегодня не имеет такой высокой предсказательной способности. Однако эта методика не может стать самостоятельным тестом, она должна использоваться в совокупности с уже применяемыми методами прогноза». Минимальный набор информативных биомаркеров сократит срок проведения анализа и сделает внедрение нового метода менее затратным. Анализ, основанный на степени метилирования генов, в перспективе можно будет проводить на уже имеющемся в клинико-диагностических лабораториях оборудовании, без дорогостоящих секвенаторов.

«В любом случае перед назначением неоадъювантной химиотерапии проводится биопсия опухоли. На том же материале опухоли можно провести анализ трех маркеров метилирования, который даст дополнительную информацию, позволяющую предсказать чувствительность опухоли к неоадъювантной химиотерапии. Наша работа – одна из первых такого рода в мире», – объясняет Стрельников.

Исследователи подчеркивают, что результаты требуют валидации на выборках большего объема. Для этого необходимо тесное сотрудничество с онкологическими центрами. Если его механизмы будут отлажены, следующая работа будет иметь уровень доказательной медицины, станет предвестником внедрения перспективного метода в практику.